СтатьиПослать ссылку другуЛичности > Орлеанская дева русской сценыТатьяна Чамова
120 лет назад, 29 января 1884 года, произошло событие, которое открыло целую эпоху в истории русского театра, «ермоловскую эпоху». Впервые на сцене Малого театра играли трагедию Шиллера «Орлеанская дева». В роли Иоанны (Жанны) — Мария Николаевна Ермолова. В течение 18 лет Жанна д’Aрк в исполнении Ермоловой «магнетизировала зрительный зал, который, замерев, следил за блистательной игрой актрисы, — вспоминает Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. — Мое поколение возросло на „Орлеанской деве“ и ей обязано, может быть, лучшими минутами артистического наслаждения за всю свою жизнь». В 25-летний юбилей своей сценической деятельности актриса выходила в этой роли на вызовы 64 раза, а после последнего исполнения «Орлеанской девы» в 1902 году Марии Николаевне преподнесли средневековый меч, символизирующий ее героическое искусство. «...Исполнение этой роли считаю заслугой, повторяю, единственной», — так впоследствии оценила свое творчество и свою жизнь Ермолова. ***Постановку «старой пьесы» все — и дирекция, и актеры — воспринимали как странную фантазию актрисы. Предрекали неуспех. Актеры — случайные, ролей не знают, вместо костюмов — какие-то лохмотья из гардероба Большого театра. Декорации были сборные, тряслись картонные стены, когда Ермолова разрывала бутафорские цепи в башне... Но делала она это так, что зрители верили — «цепи эти железные, а стены из тяжелого гранита». Гения Ермоловой оказалось достаточно, чтобы обеспечить успех. (По воспоминаниям Т.Л. Щепкиной-Куперник.) В течение десяти лет после поступления в труппу Малого театра Ермолова искала и ждала свою роль. «Ах, как мне хочется играть, как мне хочется жить... Сыграла я „Сверчка“ и... ничего. Я недовольна собой. Успех мой немножко было вскружил мне голову, но, пришедши в себя, я вижу, что это не годится. А я-то мечтала быть великой актрисой.... Желаю от всей души приносить пользу, но приношу ли... Не знаю». Продолжая нередко играть в ненавистных водевилях и затасканных мелодрамах, Ермолова в эти годы упорно работала над собой, над голосом, пластикой, занималась языками, читая в подлиннике любимых Шиллера, Гете, Гюго. Эпоха нуждалась в людях поступка. Натуры сильные, способные к действию и подчиняющие свои поступки долгу идее привлекали М.Н.
Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |