СтатьиПослать ссылку другуЛичности > "Небо всегда с нами"Олег ФилинМаксим Крылов летает на пяти типах воздушных судов: параплан, дельтаплан, планер, моторный дельтаплан (дельталет) и самолет. Он член авиаклуба в Нижегородской области... Но главное – он человек, влюбленный в небо. Просто хотел летать, еще с детства. Посещал авиамодельные кружки, прыгал с парашютом. Поначалу я думал, что все это случайность, своего рода «каприз молодости»: «нужно все попробовать». Но потом оказалось, что тяга к полетам не отпускает. Причем независимо от условий, которых, в общем-то, никогда и не было.
Почему-то мне никогда не хотелось носить ни голубые погоны, ни фуражку с кокардой «Аэрофлота» – я думал о полетах, но не о службе в авиации. В то время частной авиации как таковой не было, нельзя было пойти и купить самолет, параплан или дельтаплан в больших спортивных магазинах, как сейчас. Был один путь мимо аэроклубов и летных училищ – постройка самолетов. Учась в ракетном училище в Казани, в студенческом конструкторском бюро, я стал обучаться вождению планера и проектированию легких самолетов...
Очень многое. Авиация – она вся соткана из противоречий. Взять хотя бы то, что человек в принципе не может летать – о чем мы уже начинаем забывать. Если сказать, что человек летать не может, мы спрашиваем: «Что вы имеете в виду?» Пару веков назад это не вызывало бы никаких вопросов... Дело в том, что полеты на любых аппаратах требуют от человека сочетания совершенно разных качеств. Например, вопреки известной поговорке «сила есть – ума не надо», пилот обязан обладать и определенной физической подготовкой, и интеллектом. Конструктор тем более должен «вмещать в себя» такие требования, как максимальная скорость полета и минимальная посадочная, максимальная прочность и минимальный вес и т. п. Тем более что авиавладелец, например, на легких самолетах, – это и пилот, и метеостанция, и техобслуживание, и снабжение и т. д. в одном лице. И вот эта многогранная практика, в которой сочетается и техника, и финансовые вопросы, и мозгами надо работать, и телом двигать, – она ведет к развитию самых разных качеств. Начиная с технической подготовки и интеллекта и заканчивая интуицией. Наверное, примерно затем же, зачем они лезут в горы или плавают на подводных лодках. Человек оказывается в среде, где его тело не может жить долго – принципиально, по определению, – и таким образом он как бы моделирует возможности, которыми обладает его дух. У духа же нет своей среды, дух может жить где угодно. Вот человек таким способом, который мы называем экстремальными видами спорта, и пытается, находясь в физическом теле, испытать возможности духа. По сути дела, авиация и другие подобные занятия – это как бы лаборатория, в которой можно смоделировать дальнейший процесс. То есть немножко увидеть, чтобы сильно поверить. На мой взгляд, люди, которые выбирают для себя небо, – это чаще всего люди, стремящиеся к свободе, люди, которые очень любят простор как таковой. Воздушное пространство, как известно, самое просторное место, потому что там ты ничего не построишь, там нет препятствий. Даже если поднять в небо все шесть миллиардов людей, все равно им там не будет так тесно, как сейчас на земле.
Скорее всего, это бегство в реальность. Если говорить об авиации, то очень сложно построить для себя идеальный мир в небе, потому что в небе ты не сможешь держаться, пока у тебя не работает мотор или не действует подъемная сила крыла. Но для того чтобы раздобыть мотор, для того чтобы построить или купить это крыло, нужно хорошо соображать и в материальных вещах. Я не видел человека, абсолютно не приспособленного к мирской жизни, у которого бы получилось иметь аэроплан. Даже если ему его подарить – он не сможет его обслуживать, просто не справится с этим, если не будет разбираться в самых обыденных вещах, в той же технике. Я считаю, что это не бегство от реальности, а расширение реальности. Потому что то, что мы видим в городе, – далеко не вся реальность. Планета большая, на планете много различных мест, а ведь это тоже этот мир. Говорят о бегстве от реальности чаще всего люди, которые очень сильно ограничили свой мир. И для них – да, это бегство. Но на самом деле это далеко не так – скорее наоборот.
Люди абсолютно разные. На соревнованиях я видел очень много владельцев серьезных воздушных судов – мотодельтапланов и самолетов. И там были люди начиная от художников, которые еще занимаются реставрацией икон, и заканчивая пенсионерами. Есть бизнесмены, есть «работяги», есть творческие люди. Можно сказать, что представлены все группы, все слои населения.
Казалось бы, по логике, наибольшую возможность летать имеют, например, бизнесмены – но они, как правило, не имеют желания. Мне рассказывали случай, когда приехал человек присматриваться: не купить ли ему аэропланчик, чуть-чуть полетать. Ему показали аппарат, сказали, что он стоит 3000 долларов, он почесал в затылке и сказал: «Дорого», – сел в джип стоимостью в 70000 долларов и уехал. А вот, например, в Нижнем Новгороде есть дедушка с пенсией в 700–800 рублей, который имеет свой аэроплан, полученный совершенно «мистическим» путем. Он занимался в клубе, и был у них богатый клиент, который заказал аэроплан. Сделали ему аэроплан, а он его потом разбил, не сильно, и приехал покупать другой. Привез старый аэроплан и сказал дедушке: «Нужен – забирай». Тот и забрал, восстановил и летает на нем. Есть сейчас в нашей среде совсем небольшая прослойка профессионалов – это люди, состоящие в клубах как инструктора либо как конструкторский состав. Но в основном те ставки, которые есть, не позволяют держать большие штаты. То есть даже если и есть заработки – они идут не на увеличение доходов, а на уменьшение расходов. Зарабатывают многие, но очень мало кому этого хватает на особняки и дорогие иномарки. Даже ведущие наши конструктора признаются: «Да, деньги у нас крутятся, но по сути дела мы всем этим занимаемся, чтобы иметь возможность летать и не думать при этом о куске хлеба». Вот это девиз СЛА-бизнеса. Конечно, от возможностей зависит многое, но я утверждаю, что главное в этом деле – это желание. У меня, например, никогда не было как таковой возможности быть авиавладельцем, заниматься авиаспортом. Но, тем не менее, я этим занимаюсь. А мой друг, который руководит аэроклубом в Нижегородской области, являет собой просто пример такого желания. Ладно бы в Москве – здесь даже в застойные времена были аэроклубы, и люди, которые очень хотели летать, находили возможности. А вот в поселке моего друга единственное, что было, и то далеко, – это сезонный аэродром сельхозавиации, куда периодически прилетали самолеты. И жил в том поселке мальчик Коля, который очень хотел летать. И так получилось, что специально под него, под этого мальчика, организовали авиамодельный кружок, и он, когда подрос, стал его возглавлять. И потом у них сначала появился дельтаплан, а потом удалось купить дельталет «Экспресс», который выпускается Нижегородским авиазаводом. И сейчас там полноценный аэроклуб с настоящим самолетом.
Есть просто разные пути осуществления своей мечты. Надо определить, что для вас важнее – иметь самолет в частной собственности или летать. Если для вас главное летать, то здесь важно только желание. Если вы способны, к примеру, идя по своим делам по улице и услышав шум винтов, просто поднять голову и полюбоваться аэропланом – значит, скорее всего, это ваше. Если для вас полет – это самопознание, если вы в этом видите не только рекорды на скорость, дальность, грузоподъемность, а просто летаете и полет для вас – это своего рода путь в жизни, то тогда для вас уже безразлично, какой у вас самолет.
Да, меняется. Я приведу простой пример. По поводу дорожного движения – всем известно, какие законы царят сейчас на дороге: прав тот, у кого больше машина, прав, у кого больше прав, прав, у кого больше денег и т.д. В воздухе это не проходит, потому что, скажем, при столкновении в воздухе, независимо от типов воздушных судов, все заканчивается тем, что на землю сыплются оба – и уже не имеют значения ни твоя «крутизна», ни твоя «крыша», ни твои «бабки», ни твоя знаменитость. Это все прекрасно знают. Так вот, люди, которые летают, начинают относиться к другим и на земле, как в небе. Или взять то же обслуживание техники. Оно требует постоянного внимания. Есть у нас такая поговорка: «Когда делаешь что угодно, даже если это табуретка, – делай так, как будто это самолет». Это значит – вкладывай всю душу. Потому что если в самолет не вкладывать всю душу, рано или поздно он тебя убьет. Примерно так же и есть. Естественно, что обостряется все, как хорошие стороны, так и плохие. Но ты видишь, что это обостряется, и имеешь возможность исправить. А так ты, может быть, этого в себе и не заметил бы.
Как это ни парадоксально, начинать можно с чего угодно, даже на тяжелых машинах. Я знаю многих людей, для которых в советское время Ан-2, военно-транспортный самолет, послужил «воздушной партой»: первые полеты совершали за его штурвалом, договариваясь с летчиками (этих самолетов было много, и они были вне клубов). Хотя, конечно, полет в открытой кабине – это немного другое, в нем ты лучше чувствуешь соприкосновение со средой. Но главное – определить: «полет – это мое или нет?». Поэтому первой ступенькой в небо может стать что угодно, даже просто прыжок с парашютом – у меня, например, так и было.
Выбор типа и марки воздушного судна зависит уже от пристрастий и возможностей. Можно сходить в аэроклуб или обратиться к знакомым. Я не советовал бы сразу бросаться покупать летательный аппарат – сначала лучше попробовать, что это такое, побеседовать с опытными людьми. Она не то чтобы появляется – она не прекращается. Это как смена ритмов, но без одного не было бы и другого. Есть такой афоризм: «Если бы люди умели летать, они мечтали бы о ходьбе». Это то, что мы говорили о возможностях духа, которыми тело не обладает и которые мы получаем с помощью каких-то технических средств как бы авансом. Многие навыки, например навык управления самолетом, после физической смерти не пригодится. Но та же интуиция, навык общения с пространством – это пригодится. То есть пригождается не стрельба из лука, а меткость, обострение чувств.
В нынешнее время эпоха великих открытий, вроде бы, уже состоялась. Все что можно открыто, все что можно исследовано. И сейчас, по-моему, идет новое открытие неба. То есть человек не просто открывает воздушное движение как таковое, а стремится от полетов тела, которые уже вполне освоены, к полетам духа – через практику путешествий, в том числе и воздушных.
P.S. Скоро выйдет в свет книга Максима Крылова о философии полета «Путь вольных крыльев». Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |