СтатьиПослать ссылку другуЛичности > "Приключение" Дмитрия ШпароОлег Филин и Наталья ЧуличковаШпаро Дмитрий Игоревич, 60 лет, математик, кандидат физико-математических наук. Известен как руководитель первой в истории лыжной экспедиции к Северному полюсу (1979 г.). В 1988 г. советско-канадская экспедиция под руководством Дмитрия Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту СССР Северный полюс Канада. В 1989 г. организовал Клуб «Приключение». В офисе Клуба «Приключение» мы и встретились с Дмитрием Шпаро. В его устах уверенно и привычно звучат названия совершенно экзотических, далеких, недоступных мест — арктические моря, Северный полюс, Берингов пролив, Килиманджаро, Аляска... Вот человек, который всю жизнь на короткой ноге с опасностью, экстремальными условиями, с тем, что кажется невозможным, и, конечно, с приключением. За плечами почти 30 лет путешествий. Об этом написано множество статей, снято множество телерепортажей. Хотите знать, какой он сейчас, Дмитрий Шпаро? Становится ли путешественник с годами маститым, солидным? И вообще, такое юношеское понятие, как приключение, выбранное когда-то в качестве названия Клуба, — сочетается ли оно с таким понятием, как бизнес? Начну с одного из неожиданных открытий этого разговора. Это не первое впечатление от встречи, от облика, от офиса. Нет. Это впечатление от всего разговора в целом. И назову его так — наполненность проектами. Разными — от головокружительных по смелости экпедиционных программ до организационных и финансовых комбинаций. Конечно, я забегаю вперед, и можно было бы постепенно вводить читателя в пространство поисков, достижений и планов Дмитрия Шпаро. Но это-то действительно уже звучало, благо наш собеседник — фигура достаточно известная. За плечами огромное количество сложнейших переходов, преодолений. Но ведь каждый раз — это целая цепочка от идей, планов, поисков до борьбы за их воплощение. И это происходит на самых разных уровнях: идея мирового рекорда, идея экспедиции, работа с детьми, идея создания своей организации. Даже их за долгий опыт Шпаро было множество: например, существовала организация под странным названием «Полярная экспедиция ЧКомсомольской правды“», существовал отдел при бюро международного молодежного туризма «Спутник», и только позже появился Клуб «Приключение». Итак, идеи, проекты. Вот основные спортивные проекты Клуба: А вот здесь, похоже, должен появиться совсем другой Дмитрий Шпаро. Материальная база, а попросту говоря — деньги, требует поставить романтику приключения на коммерческую основу. Так оно и оказалось. На нас буквально посыпались цифры, данные, рассказы о разных этапах взаимодействия со спонсорами. Так же как и сами проекты, цифры, их сопровождающие, — совершенно запредельные. Про Дмитрия многие говорят, что он обладает завидным умением попадать в цель. Наверное, это и называется сейчас деловой хваткой. А неудачи... На следующий год мы отправились снова. Как ни странно, на следующий год снова нашлись спонсоры, которые дали нам денег. Во время перехода Никита два раза оказывался в воде. Было очень опасное положение, мы чудом уцелели. Спасательный вертолет прилетел через несколько дней. Мы могли бы уже идти дальше, но все-таки из-за состояния Никиты решили прервать путешествие. То есть опять экспедиция окончилась ничем. И вот на следующий год (1998) мы пошли на третью попытку вдвоем с Матвеем. Обратились в норвежские фирмы — в крупнейшую фармакологическую компания «Никомед» и вторую, «Норск Гидра»; они стали генеральными спонсорами и дали нам денег для осуществления нашей кампании. Нам выделили около 50 тысяч долларов, притом что общий бюджет экспедиции был раза в полтора побольше. Это к тому, чтобы иметь представление, сколько стоит экспедиция. Нас опять очень сильно мотало ветром, и вместо запланированных 12 дней мы шли 20, урезали наш рацион в два раза. Но тем не менее мы прошли по льдам, если считать по прямой, 300 км. Почему спонсоры снова пошли нам навстречу? Я думаю, что достаточно много тех, кто готов поддержать такие сильные, интересные проекты — конечно, преследуя при этом свои цели. Уж очень это разные грани — с одной стороны, тяга к неведомому, к невозможному (пусть даже это называется спортивными проектами), к тайне человека и даже красоте, а с другой — деловая способность договориться, подсчитать, убедить, умело и эффектно подать. Как будто рядом сосуществуют творчество и строгая, подтвержденная опытом технология. После разговора с Дмитрием никак не получалось освободиться от ощущения, что разговор был больше похож на рекламный ролик, хорошо продуманный, выверенный. По этому поводу можно сокрушаться, даже иронизировать, но все же совсем не хочется отмахиваться от сути из-за красивой обертки. Поэтому обратимся на минуту к «рекламному ролику». Оказывается, клуб «Приключение» имеет несколько программ: Когда мы заговорили о морских проектах, в моем собеседнике, кажется, начало проглядывать что-то еще. Ведь Дмитрий Шпаро не производит впечатления раздвоенного человека (как это иногда бывает: «душа меня зовет за горизонт, а проза жизни заставляет крутиться»). Это «что-то» прозвучало в рассказе о том, каким образом путешественник по северным краям, человек, который никогда не ходил на яхте (а только на байдарках и плотах), принялся за разработку и морских проектов для яхт. Программы возникли совершенно неожиданно: «Мы не хотели заниматься морем». А началось все очень просто. Вначале помогли одному английскому писателю в организации плаванья его яхты «Wild Goose» («Дикий гусь») из Белого моря в Черное. Конечно, был и финансовый интерес. Но дело было чрезвычайно непростым: нельзя было иностранным судам в наши внутренние воды! Здесь как раз и надо было крутиться, что-то изобретать: «По ходу прохождения яхты вставала конечно масса вопросов. Нам удалось их решить. Яхта прошла, все были очень довольны!» И брошенное Дмитрием мимоходом, что англичанин был «очень приятным человеком» и «мы все-таки взялись яхту провести — парень был симпатичным, проект хорошим» связывается с брошенными также мимоходом, но, пожалуй, ключевыми словами: «Все зависит от того, кто к нам приходит и с чем, — насколько это по душе». Так и родились морские проекты: Меня, конечно, привлекла та часть плаванья, которая будет проходить по Северному морскому пути. Яхту строили в Твери. Она ушла из Москвы, пришла в Санкт-Петербург, потом прошла мимо Европы, мимо Африки, пересекла Индийский океан, обогнула Австралию и пришла в Петропавловск-Камчатский, где зазимовала. А потом за две навигации прошла по Северному морскому пути, вернувшись в Санкт-Петербург. Ну а потом яхту отремонтировали, и, наверное, в сентябре она отправится в свое второе кругосветное плавание. Так «случайно» родившаяся яхта под названием «Апостол Андрей» уже в своем первом кругосветном путешествии установила три мировых рекорда, получила массу наград. Есть вопросы, на которые никто не сможет дать точный ответ. Вернее, ни сам Дмитрий, ни кто-то из его команды не сможет объяснить, почему они занимаются с инвалидами, чтобы при этом у слушателя не оставалось потаенной мысли о какой-то скрытой выгоде. И мы не беремся что-либо сказать по этому поводу. Проекты с участием инвалидов: В планах: 2002 г. — экспедиция на вершину Северной Америки гору Мак-Кинли (6194 м) с участием инвалидов. Между прочим, наш журнал впервые встретился со Шпаро два года назад на вечере, приуроченном к Дню инвалидов. Поговорили мы тогда вскользь, но бросилось в глаза, как совсем не вскользь общался он с людьми на колясках. Было такое ощущение, что ему не очень-то хватало времени на официальные разговоры, но откуда-то оно бралось на разговоры с простыми ребятами-инвалидами. С Александром Васильевичем Шумиловым начиная с 1973 года мы разрабатывали различные историко-географические программы по Северу. И эти программы как-то очень-очень успешно развивались. А затем работали с его учеником Сергеем Епишкиным, который сейчас в Клубе возглавляет это направление. Основные историко-географические проекты Клуба: Сам Дмитрий в эти экспедиции сейчас не выезжает, как, впрочем, и во многие другие (не потому ли он обычно предлагает журналистам поговорить со своим сыном Матвеем, или это просто желание обеспечить сыну известность?). Остепенился? Или видит приключения в другом? Мы провели путешествие на трех машинах ЗИЛ. Большие грузовики. Они выехали из Москвы, доехали до Якутска, доехали до Уэлена (это самая восточная точка России). Потом неимоверными усилиями мы сумели переправить грузовики на американское побережье, в Сиэтл. Они проехали Америку и Канаду. Потом была еще одна переправа через Атлантику. Грузовики прошли через Великобританию, Францию, Италию, пришли в Калининград и оттуда вернулись в Москву. Я на машинах не ехал, так же как я не плыл на яхте «Апостол Андрей», так же как сейчас я вряд ли буду подниматься на Мак-Кинли, но организация таких путешествий крайне сложна. И она требует постоянного напряжения, постоянной работы. Это работа абсолютно творческая, абсолютно нестандартная. Ни один человек в мире не скажет, что нужно для такой работы делать. Ну и поскольку я все это делаю, я, в общем, очень доволен своей работой. Каждый раз есть результаты, причем результаты ни с чем не сравнимые. Есть работа, которая тебе нравится, и есть полная удовлетворенность этой работой. Ну а что еще может быть человеку нужно? Если человек делает то, что ему нравится, и он видит результаты своего целенаправленного труда, то человек должен быть доволен. В этом смысл человеческого существования. Можно понять десятки сложных проблем режиссера, который ставит спектакли или фильмы, есть писатели, есть композиторы. Я думаю, что моя работа в Клубе сродни всему этому. 23 августа Дмитрию Шпаро исполнилось 60 лет. Журнал «Новый Акрополь» желает ему новых побед и приключений!
Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |