Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Музыкальная шкатулка2010 год

Рага. Живая традиция

Борис Хомичев

Рави Шанкар
Рави Шанкар
Аллаутдин Кхан, учитель Рави Шанкара
Аллаутдин Кхан,
учитель Рави Шанкара

Аллаутдин Кхан — прямой потомок Тансена, индийского музыканта XV века, который, по легенде, был способен силой своей музыки вызывать дождь и воспламенять лампады.
Исполнение раги
Исполнение раги

В центре Рави и Аннушка Шанкар, слева исполнитель с таблом, сзади два ученика, держащие основной тон на тампуре
Джордж Харрисон и Равви Шанкар
Джордж Харрисон
и Равви Шанкар

Джордж Харрисон приезжал к Рави Шанкару в 1966 году и жил у него шесть недель в качестве ученика, обучаясь игре на ситаре. Джордж интересовался индийской философией и, вернувшись в Европу, использовал ситар при записи песен «Битлз».

Сцена украшена цветами, горят огни лампад, доносится запах благовоний. В середине сцены на ковре сидит мастер. На нём белые одежды, в его руках многострунный ситар, устремлённый длинным грифом ввысь и напоминающий вину, на которой, по легенде, играли сами боги. Перед музыкантом — портреты любимых учителей. Рядом, тоже с ситаром, сидит обращённая к мастеру лицом ближайшая ученица, готовая последовать за ним в мелодическое путешествие. По краям сцены ещё два ученика с таблами, старинными индийскими барабанами. Но они вступят не скоро, только в третьей части, по сигналу мастера, а пока будут внимательно слушать. В глубине сцены в полутьме сидят два неофита, удостоенных чести присутствовать на музыкальной церемонии. У них очень важная роль: в течение всего действа легкими прикосновениями ладоней извлекать из струн своей тампуры один-единственный звук — главный тон!

Глаза мастера закрыты, ещё несколько секунд — и неспешно поплывут первые звуки, но это будет лишь настройка. Инструмента, учеников и учителя между собой, мастера — с чем-то невидимым. Обычно она длится 20 или даже 40 минут, но без неё действо невозможно.

«Однако где мы?» — спросите вы. Нам повезло: мы попали на исполнение раги, главной жемчужины классической индийской музыки, знаменитым Рави Шанкаром! Кстати, тем самым, у которого 40 лет назад обучался «битл» Джордж Харрисон.

Что же такое рага?

Удивительно, что индийская музыкальная традиция, впрочем, как и религиозная и философская, сохраняется уже несколько тысячелетий! Ибо одна из древних вед, «Самаведа», написанная 4000 лет назад, не что иное, как музыкальный трактат, в котором изложена детально разработанная музыкальная система, до того ещё неизвестно какое время передававшаяся из уст в уста от учителей к ученикам!

Сегодня, как и в давние времена, индийский музыкант, когда утверждается в своём решении быть музыкантом, выбирает себе гуру. Это самый важный момент в его жизни. После этого они совершают церемонию, перевязывая свои руки нитью, — с этого момента учитель и ученик соединены друг с другом на всю жизнь. Ученик входит в дом и в семью учителя, а тот принимает его как родного сына и передаёт ему мастерство и знание. Такое интенсивное обучение в непосредственном общении с гуру обычно длится не меньше семи лет. Западному музыканту это трудно понять, ведь для него обучение — это в основном овладение техникой игры на инструменте. Для индийского ученика важна каждая минута, проведённая рядом с мастером. Поначалу он наблюдает и впитывает, учится слушать и слышать, прежде чем извлекать звуки. Дисциплинирует своё тело, пальцы и ум, учится скромности и добродетелям. Познаёт законы построения раги и законы мироздания, занимаясь не меньше восьми часов в день.

С какого-то момента ученик начинает импровизировать в раге. И только после того как его воображение становится способным рисовать мысленные картины, а исполнительское мастерство позволяет мгновенно воплощать их в музыке и он приобретает собственное творческое лицо, — только с этого момента ученик может и должен развиваться самостоятельно, полагаясь на свои силы и вдохновение. Он покидает дом гуру, отправляясь в собственное жизненное плавание. Но даже и после периодически возвращается к мастеру, чтобы свериться с ним в правильности своего пути и обогатиться новыми идеями. Настоящий же гуру никогда не останавливается в своём росте и постоянно остается источником вдохновения для учеников. Ведь он и сам является учеником!

Вернемся к раге. Точно объяснить, что это такое, невозможно. С одной стороны, раги — закреплённые традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейским языком их можно попробовать описать как «лад», «элементы импровизации», «темы». Каждая рага глубоко осмыслена и несёт в себе конкретный образ. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — сезон дождей, дарящий жизнь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и так далее. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные). С другой стороны, рага — это и то, что рождается воображением музыканта в рамках заданной темы. Рави Шанкар определяет рагу, как «то, что окрашивает разум». Подобно холсту, разум человека-слушателя под воздействием музыки «окрашивается» и наполняется образами, приводится в определённое состояние. Музыкант не выдумывает рагу, он открывает её сам заново и открывает её ученикам и слушателям, участникам музыкальной церемонии. Европейская музыка ведёт слушателя через разные настроения, порой контрастные, имеет драматургию, сюжет, благодаря которым человек может что-то пережить. Красота и сила раги как раз в концентрации на одной теме, которую она задает, что в кульминации приводит всех участников к необыкновенному и непредсказуемому результату, вплоть до озарения, катарсиса.

«Иногда я ощущал, как с моей музыкой происходят буквально чудеса. Пусть моя игра не вызывает дождя с небес, но зато я видел слёзы, блестевшие на глазах моих слушателей. Удивительное свойство нашей музыки состоит в том, что она рождает в слушателях прекрасное чувство сопереживания», — говорит Рави Шанкар.

Рави Шанкар«Для меня рага подобна живому существу, и, чтобы установить отношение близости и единства между музыкой и музыкантом, не следует спешить. Но когда это единство достигнуто, наступает самый упоительный момент восторга, который можно сравнить разве что с величайшими вершинами любовного переживания или духовного воспарения. В эти мгновения, когда я абсолютно уверен в присутствии во мне самом и вокруг меня некой гигантской силы, чуткие, расположенные ко мне слушатели ощущают те же самые волнения и вибрации души. Это то же самое, что чувствовать Бога».

Рави Шанкар

Рави Шанкар со своей дочерью и ученицей Аннушкой исполняют рагу в одном из индийских храмов

Рави Шанкар со своей дочерью и ученицей Аннушкой исполняют рагу в одном из индийских храмов
Музыкальные инструменты семейства лютневых: вверху вина, на которой, по легендам, играла богиня мудрости Сарасвати; внизу ситар, основной инструмент для исполнения раги

Музыкальные инструменты семейства лютневых: вверху вина, на которой, по легендам, играла богиня мудрости Сарасвати; внизу ситар, основной инструмент для исполнения раги
Рави Шанкар с учениками

Рави Шанкар с учениками




Рага «Anandi Kalyan» (начало) — Рави Шанкар, Аннушка Шанкар и другие ученики
на концерте в честь80-летиямаэстро




Рага «Rangeela Piloo» (начало) — с того же выступления



Рави Шанкар даёт уроки игры на ситаре Джорджу Харрисону




Литература
Р. Шанкар. Моя музыка — моя жизнь.








Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
1хбет . Kent
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство