СтатьиПослать ссылку другуМузыкальная шкатулка > "Камертон" (сентябрь 2007 года)Борис Хомичев, Евгения Марковская, Анна МироненкоМузыка в киноСудьба музыки, написанной для кино, бывает очень разной. Иногда песня или мелодия начинает жить своей жизнью сразу после премьеры фильма, и зачастую мы даже не помним, что она когда-то в нем звучала. Например, песню «Надежда, мой компас земной» мы поем до сих пор, но не сразу вспомним старый черно-белый фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым, из которого она пришла. А бывает, мы совсем не слышим музыку — так увлекаемся происходящим на экране. Но не слышим ли?
Немного историиТрадиция оформлять действие на экране музыкой уходит в античность. В греко-римском театре игра актеров всегда сопровождалась исполнением музыки. Музыка создавала соответствующую психологическую атмосферу, помогала зрителям лучше воспринять послание, содержащееся в драме или трагедии, которая представлялась на сцене. Во времена Средневековья под музыкальное сопровождение разыгрывались сцены из Святого писания, а в эпоху Ренессанса возрождение древнегреческих мифов привело к рождению первой оперы. У Вагнера, который даже называл свои оперы музыкальными драмами, оркестр превратился в постоянного персонажа, подобно греческому хору. А если бы во времена Вагнера существовало кино? Пожалуй, он мог бы стать одним из выдающихся и уникальных кинорежиссеров! Сам писал бы сценарий и музыку к своим фильмам, сам бы дирижировал оркестром. (Как великий Чаплин, который был еще и главным актером.) Наверняка с удовольствием писали бы музыку для кино Вивальди, Моцарт, Боккерини, Берлиоз…
«Немого» кино не было!Когда же в конце позапрошлого века родился седьмой вид искусства (впрочем, о том, что это искусство, догадывались немногие), первые незамысловатые киноленты сопровождались игрой на фортепиано. Эти первые опыты часто были очень неуклюжими. Например, на экране грустная сцена похорон, а музыкант играет развеселую мазурку. Таких музыкантов назвали таперами. По своему смыслу это слово, как говорил Александр Мицкевич, один из первых музыкантов, импровизировавших под кинокадры, близко красноречивому «балда». Потом таперов сменили иллюстраторы, музыканты более чуткие, они уже пытались подбирать музыку, соответствовавшую состоянию кадра. Высшей в этой профессии была ступень импровизатора. Этот талантливый музыкант-композитор на ходу сочинял музыку к фильму, который видел впервые. Музыкальный сценарийВ наше время звукового кино и неограниченных технических возможностей среди кинокомпозиторов есть свои «таперы» и свои «иллюстраторы». А есть те, кто в творческом содружестве с режиссером сочиняют мелодии, которые глубоко проникают в сердца зрителей. Для этого одновременно с основным создается музыкальный сценарий фильма. И музыка, без слов передавая глубину и тонкость переживаний героев, помогает зрителю понять замысел авторов, постичь подтекст происходящего на экране, войти в нужное состояние или перейти от одного к другому.
Такая музыка сама по себе уже художественная ценность. Часто она сразу начинает самостоятельную жизнь — в виде сюиты («Марк Аврелий» группы «Вермишель-оркестр» к фильму Максима Ладыгина, саундтрек к фильму «Свои» Дмитрия Месхиева), симфонической поэмы («Александр Невский» Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна), песен, которые становятся поистине народными («Вечная любовь» Шарля Азнавура, цикл песен Микаэля Таривердиева из «Иронии судьбы»). Она исполняется на концертах, как музыка Ховарда Шора к «Властелину колец». Умение слышатьМногие современные композиторы умело пользуются приемом Вагнера, который он применял в своих операх-драмах. Это система лейтмотивов — музыкальных тем, характеризующих героев или такие понятия, как судьба, родина, братство… По ходу фильма эти темы преображаются, развиваются, используя всю палитру музыкальных средств (меняются ритм, темп, инструменты), отражая мельчайшие изменения, происходящие во внутреннем мире персонажей, изменяясь вместе с ними, или помогают предчувствовать грядущие события. Вспомните музыку Циммера из «Гладиатора» (темы героя, дома, земли) и «Последнего самурая» (тема верности, служения), Шора из «Властелина колец» (темы Шира, Гондора), Тирсена из «Амели» (ах, как развивается тема Амели!), Морриконе — возьмите любой из его фильмов! Попробуйте на киносеансе чуть больше внимания обращать на музыку, и вам непременно откроются новые и более глубокие пласты смысла, заложенного в фильме. Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |