СтатьиПослать ссылку другуМузыкальная шкатулка > "Камертон" (август 2007 года)Борис ХомичевСимфония вместо Серенады
Представьте, что вам двадцать семь, вы в Париже и страстно влюблены! Вы — начинающий композитор, переполненный революционными музыкальными идеями. Она — прелестная актриса, играющая Джульетту. Вы сидите в партере театра и, только она появляется на сцене, понимаете, что без ума от любви! Вы начинаете следовать за ней, посылать ей подарки, ноты, любовные письма. Но она утомлена и раздражена вашей настойчивостью, а ваши послания остаются непонятыми, ибо она англичанка, не знающая ни слова по-французски, а вы абсолютно ничего не смыслите в английском! Все кончено, как жить дальше, и есть ли смысл? Или пытаться выжечь ее из сердца каленым железом?.. Гектора Берлиоза, персонажа этой правдивой истории, языковой барьер ничуть не смутил. Он верил в силу языка Музыки, которая переполняла его сердце. Но вместо серенады он сочинил совершенно необычную симфонию.
Берлиоз уже давно мечтал о новой музыке, которая очень точно выражала бы образы, настроения, чувства автора, ясно рисовала бы персонажей и сюжет произведения. Чтобы она читалась, как поэма или пьеса! И вот влюбленный композитор создает свою первую симфонию, непохожую на все, что было сотворено предшественниками, ни по принципам построения, ни по оркестровке, ни по количеству частей (пять вместо четырех). Берлиоз даже делает приписку: «Здесь нет опечаток. Это действительно должно исполняться так, как написано. Прошу не исправлять ноты!» Он назвал ее «Фантастической симфонией». Она основана на придуманной самим Берлиозом истории о юноше-артисте, который сходит с ума от безответной любви. (Не правда ли, оригинальный сюжет!) В каждой части симфонии звучит прекрасная тема, выражающая чувства героя (автор назвал ее идеей-фикс), когда образ возлюбленной вновь и вновь возвращается к нему в видениях. Успех «Фантастической симфонии» был грандиозным, Берлиоз вскоре получил признание академиков и призовую стипендию на обучение в Италии. Но он был счастлив не от этого. Гарриет Смитсон, та самая, предмет его обожания, пришла на премьеру и… все «прочитала», все поняла — и была счастлива. Его музыкальное послание сработало! После концерта она сама подошла к ничего не соображавшему Гектору и назначила ему свидание. И очень скоро — пойте флейты, гремите трубы! — они пошли под венец, дописав счастливый конец своей «фантастической симфонии». Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |