СтатьиПослать ссылку другуМузыкальная шкатулка > "Камертон" (май 2007 года)Борис ХомичевСадко из "Могучей Кучки"
В 1865 году блестящий офицер Николай Римский-Корсаков, только что окончивший Морской корпус, отправился на клипере «Алмаз» в трехлетнее кругосветное плаванье. Две дороги лежали перед ним, и каждая из них была ему по сердцу. С детства мечтал он о морских просторах и дальних странах, и вот уже мчался под парусами, подобно своему любимому герою-земляку Садко. Который 12 лет странствовал по морям и океанам, прославляя волшебными песнями родину, и, выдержав испытания царя морского и его прекрасной дочери Волховы, вернулся с триумфом домой, к своей Любаве Буслаевне. Но так же с детства Ника, как называли его в семье, любил музыку, песни матери. Учась в Петербурге морскому делу, он брал уроки у известного пианиста Канилле. Потрясенный способностями своего «моряка» Канилле свел Николая с Балакиревым. Тот увидел в застенчивом юноше большой талант и сразу ввел его в «Балакиревский кружок», позже названный «Могучей кучкой». Ее составляли молодые композиторы, мечтавшие о новом, народном направлении в музыке: Кюи (архитектор), Бородин (ученый-химик), Даргомыжский, Мусоргский. Перед самым отплытием Николай успел получить их «благословение» на создание своей Первой симфонии. И в дальних странах он постоянно держал связь с «Могучей кучкой», вел переписку. На «Алмазе» не было рояля, поэтому в каждом порту молодой офицер первым бросался на поиски таверны, чтобы посидеть — нет, не за кружкой грога или эля! — за черно-белыми клавишами. Так в плавании рождалась Первая симфония, которая потом, в Петербурге, была исполнена с большим успехом. И Римский-Корсаков принял «командирское» решение: связать свою жизнь с музыкой! Но море осталось в его сердце. И вскоре появилась на свет симфоническая музыкальная картина(!) «Садко», которая начинается с обширной темы «океана-моря синего». Через несколько лет он окончательно оставил флотскую службу. Бывшего офицера, не имевшего музыкального образования, пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию. Теперь он понял, насколько глубоки были его провалы в познаниях классики. И не было в то время более прилежного ученика консерватории, чем ее профессор. «Балакиревцы» посчитали «академизм» своего товарища предательством. Но они ошибались. «Мой род — это сказка, былина, и непременно русские», — говорил Римский-Корсаков. Он стал настоящим «сказителем земли русской», новым Садко и сочинял оперы-былины, оперы-сказки одна другой краше — «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже»… Причем либретто к ним писал в основном сам. Когда же ушли из жизни его «боевые друзья» Мусоргский и Бородин, верный законам морского братства, Римский-Корсаков дописал за них все их незавершенные творения! А тема Садко и его морских странствий продолжала звучать в его сердце. Она оставалась «недовыпетой», «недовоплощенной» целых 30 лет, пока в 1897 году по мотивам ранней музыкальной картины не родилась наконец волшебная опера «Садко»! Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |