СтатьиПослать ссылку другуМузыкальная шкатулка > "Камертон" (май 2006 года)Борис ХомичевПравила выживания на концертеИтак, вы решились пойти на концерт классической музыки… Ребенка оставлять дома с собакой?Какие места лучше?Можете смело брать билеты на самый последний ряд самой дальней галёрки. И не смущайтесь, что это дешевые места — «звуковая картина» там будет самой полной! Правда, с первых рядов можно увидеть дирижера и музыкантов в процессе Творения, особенно это увлекательное зрелище, когда на сцене известный солист, который всегда играет без нот!.. Но над дорогими местами в первом ряду, где сидят самые уважаемые гости, звуки проносятся мимо, еще не сложившись в единую гармонию. Зато, если вы сядете где-нибудь под потолком, то ощутите себя как будто бы на сцене среди музыкантов. Иногда там даже слышны их разговоры! А на сэкономленные деньги можно купить букетик и подарить его исполнителям в знак благодарности за приобщение к Красоте!
Бить или не бить… в ладоши?И вот — вы на концерте. В порыве ликования вскакиваете, аплодируя, кричите: «Браво!», но вдруг музыка продолжается, и вы оказываетесь под прицелом 1698 негодующих пар глаз. Дело в том, что музыкальная пьеса состоит из нескольких частей, которые по замыслу композитора объединены в одно целое, и по правилам хорошего тона нельзя хлопками разрывать его, мешая музыкантам. Рекомендую обязательно купить программку: в ней пишут, сколько частей в каждом произведении. Правда, это указывают не всегда, поэтому знайте, что, к примеру, симфонии обычно состоят из четырех частей, а концерты из трех. Но не беда, если вам не удалось это выяснить, или вы в блаженстве заснули, или сбились, считая части, или не смогли долго просидеть с загнутыми пальцами, — вот признаки полного окончания пьесы, известные всем разведчикам: дирижер опустил руки и палочку, а музыканты инструменты, все вокруг аплодируют, наконец, в зале включили свет и сцена опустела. Вот теперь можно не щадить ладоней, связок, монет, букетов, восхищаясь чудом Искусства! Кстати, это правило возникло совсем недавно. Во времена Моцарта или Вагнера зрители более свободно проявляли свои чувства и симпатии, а Бетховен сегодня мог бы подумать, что публика оглохла вместе с ним! Действительно — разве можно сдержаться, слушая столь волнующую 1-ю часть Концерта для фортепьяно № 1 Чайковского или его же Скрипичный концерт?! Петр Ильич Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, 1 часть (финал) Чайковский написал свой единственный концерт для скрипки в очень важный момент, когда в 1877 году он находился на грани самоубийства после несчастного брака с Антониной Милюковой. Эта работа не только помогла преодолеть глубокую депрессию, но и многое переосмыслить, возродиться, вызвала к жизни новый настрой автора, переставшего зависеть от мучений судьбы. Именно скрипка, которую часто называют «голосом души человека», способная плакать и смеяться, страдать и радоваться, смогла передать всю палитру его переживаний и осмыслений. Концерт, исполненный страстного лиризма, был написан всего за 4 недели и стал самым вдохновенным и совершенным по форме из концертов Чайковского. В это же трагическое для него время были написаны еще два шедевра – 4 симфония и опера «Евгений Онегин», ставшая первой русской оперой, занявшей прочное место в репертуаре театров мира.
Симфония №4, часть 1 (начало и финал) 1-я часть симфонии – одна из наиболее впечатляющих страниц творчества Чайковского, который ввел здесь мотто (повторяющийся в разных местах мотив, имеющий символический смысл) – мотив фатума (судьбы), как он его сам назвал.
Концерт для фортепьяно с оркестром №1, 1 часть (начало и финал) Монументальный концерт, свой первый написанный для «короля инструментов» - фортепьяно, Чайковский посвятил своему учителю и покровителю с первых шагов в искусстве Николаю Рубинштейну, основателю и первому директору Московской консерватории. Но тот поначалу признал концерт никуда не годным! Тогда автор перепосвятил его Бюлову, который с триумфом сыграл его в Бостоне. В последствии Рубинштейн включил его в свой «золотой» репертуар. Кстати, вы спросите, почему же в конце раздаются аплодисменты? А потому что это запись с конкурса им. Чайковского, где исполнялась только одна первая часть концерта! Хотя в 1875 году в Бостоне, наверняка, публика не была скована предрассудками и не только хлопала от души, но и стонала от восторга, хлопала от души, что нисколько не возмущало, а только радовало музыкантов.
Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |
Изображение с сайта: http://www.art.oryol.ru