Не верите? И все еще считаете, что классика — это скучные произведения ископаемых композиторов? Тогда судите сами!
Конечно, музыка звучала вокруг еще на заре времен, когда человечество было юным. Просто эти грамзаписи, увы, не сохранились. А наша история начинается в XVII веке, в эпоху барокко — эпоху больших перемен, великих открытий и ломки мировоззрений, когда на смену отстраненной от человеческих чувств музыке Средневековья и Возрождения — григорианским хоралам, мессам, мадригалам — пришел «взволнованный» стиль. Именно тогда и родилась музыка, которую сейчас называют классической. Представляете, ее считали авангардной, непонятной, ужасной, между ее почитателями и непримиримыми противниками разгорались ожесточенные споры — публичные и в трактатах о музыке. И это происходило всего каких-то пару-тройку веков назад!
Там же, в эпохе бурлящего барокко, — истоки всех современных музыкальных жанров, даже рока и джаза! Для исполнения «новой» музыки с использованием «новых» инструментов: скрипки, виолончели и их родственников, — которые пели, а не скрипели, как их «предки», сформировался (в том числе благодаря «практике» бродячих музыкантов) универсальный состав небольшой группы, которая могла играть и одноголосье с сопровождением, и хоровую полифонию, и танцевальную, и серьезную музыку. Исполняли такие группы трио-сонаты — первый классический жанр. Хотя инструментов было четыре, партий игралось три: две вели виртуозные скрипки, а третью, басовую основу, фундамент, держали вдвоем виолончель и, говоря по-современному, клавишные: чембало, клавесин или орган.
Ну что, узнаете? Замените скрипки на гитары, виолончель на бас-гитару, и... Да, получится классическая рок-группа! В ритм-секции XVII столетия не хватает, конечно, ударных, но это в XX веке главным стал Ритм, поэтому и появилась целая ударная установка (так и хочется сказать — ракетная!). А тогда все-таки главной была Мелодия, именно за нее боролись тогдашние «авангардисты» во главе с Монтеверди! Может, поэтому их музыка и стала классикой.
Музыкальное приложение к журналу "Человек без границ"
Григорианские хоралы В 6 веке Папа Григорий I собрал и унифицировал всю музыку для имевшихся на тот момент служб и церковных праздников в официальный канон – Антифонарий. (Чтоб не пели, мол, кто что захочет «от фонаря»!) Музыка эта дошла практически в неизменном виде до наших дней, хотя в церквях ее поют довольно редко. Она невероятно простая ритмически - метра нет вообще, мелодия течет как будто бесконечно вслед за словом молитвы, совершенно без диссонансов, без внутренних конфликтов. Наверное, именно так поют ангелы – если изъять из музыки все страсти и внутренне напряженные отношения, что останется? Поющие в идеальный унисон монахи. Григорианские хоралы стали знаком чистоты и умиротворения, символом вечности и единения с ним.
Григорианские хоралы
Прослушать
Скачать
Salutare
Illuminare, illuminare Ierusalem
Sancta Maria, succirre miseris
Месса Ренессанса – эстетический идеал эпохи Возрождения, выраженный в музыке. Она отражает ее главный принцип – единства и бесконечного многообразия проявления Божественной Гармонии. Унисон средневекового григорианского хорала сменился полифонией – множество равноправных голосов тщательно выстраивались по законам природной гармонии, бесконечно переплетаясь вокруг основной мелодии – cantus firmus. Музыка становилась продолжением математики и философии. Такой способ композиции стал называться «строгим письмом» - это было выражением понимания свободы творчества человеком эпохи как добровольного строгого подчинения высшим законам! К сожалению, современному человеку это не близко, непонятно.
Музыка Ренессанса
Прослушать
Скачать
Палестрина. Месса Папы Марчелло. Agnus Dei
Депрэ. Месса "Будда". Kyrie eleison
Монтеверди. Duo Seraphim
Мадригалы – светские полифонические произведения эпохи Возрождения, построенные, тем не менее, на том же принципе «строгого письма». Каждый голос вел свою независимую партию, однако все они гармонически сочетались, и в концовке – сливались в единстве. Несмотря на сложность были невероятно популярны среди жителей Флоренции и других городов Возрождения. И немудрено, ведь тогда любой извозчик мог обсуждать стихи Данте, а любой обыватель музицировать и держать свою партию в мадригале! Послушайте несколько мадригалов легендарного Орландо ди Лассо, «музыкального Леонардо», написанных почти 500 лет назад на стихотворный цикл Петрарки «Триумф Любви».
Мадригалы Орландо ди Лассо на стихотворный цикл Франческо Петрарки «Триумф любви»
Прослушать
Скачать
Hor vi riconfortate in vostre fole
In dubbio di mio stato
Di pensier in pensier
Vn dubbio verno, vn’instabil sereno
Монтеверди – новатор, «авангардист», провозгласивший новый «взволнованный» стиль на смену «строгому письму». Начиналась эпоха Барокко – ломки мировоззрений, поисков, противоречий. Красота божественной Гармонии уступила место красоте Мелодии, выражающей переживания, чувства, поиски человеческой души, и вместо полифонии зазвучало соло – голос Человека. Произошло рождение оперы с прекрасными ариями и дуэтами. Сравните «взволнованный» мадригал Монтеверди с мадригалами Орландо ди Лассо, а также послушайте арии из ранних опер Монтеверди и красивейшую арию Антонио Чести «Нежные ветры овевают мою любимую».
Музыка Монтеверди - «Взволнованный стиль»
Прослушать
Скачать
Чести. Ария «Нежные ветры овевают мою любимую»
Монтеверди. Мадригал «Дайте мне умереть»
Монтеверди. Дуэт Орфея и Аполлона из оперы «Орфей»
Монтеверди. Прощание Нерона и Поппеи из оперы «Коронация Поппеи»
Трио-соната – первый инструментальный жанр «новой» музыки (теперь уже ставшей классической). Соната – от слово sonar – звучать, в отличие от кантаты – от слова cantare – петь. На смену средневековому органу пришли «новые» инструменты - скрипка и ее семейство (виолончель, альт), ставшие голосом человеческой души. Они и составили основу первого музыкального состава. «Трио» означает три партии «голосов», хотя инструментов в классическом составе четыре: две партии ведут певучие скрипки, а ритмическое основание из нижней басовой партии поддерживают вместе виолончель и «клавишные» - орган, клавесин или чембало. Первым выдающимся композитором-маэстро, классиком стал Арканджело Корелли, произведениями которого вдохновлялись и Бах, и Вивальди.