СтатьиПослать ссылку другуИстория > География с историейИрина Тарлак
Наскальные изображения — всемирный феномен. Их находили, находят и, наверное, еще будут находить ученые, исследователи и обычные люди на всех обитаемых континентах планеты. Это искусство родилось в далеком прошлом, развивалось на протяжении тысячелетий от палеолита до средневековья и даже в последующие века, а в некоторых местах Земли живо и сейчас. По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати на 1993 год наскальные изображения известны в 120 странах мира — зафиксировано 140 тысяч групп с общим количеством 35 миллионов фигур. Поразительно, но сюжеты многих групп петроглифов разных эпох и мест, иногда удаленных друг от друга на тысячи километров, похожи! Это сходство сближает людей с разных концов Земли и наводит на мысль о родстве и единстве человечества, о том, что все мы одна семья.
В России о первых наскальных изображениях (их назвали писаницами) узнали из рассказов людей, побывавших в Сибири в XVII веке. В конце XVII столетия голландский знакомый Петра I Николай Витсен во время своего путешествия скопировал знаки, нанесенные охрой на утесе над уральской рекой Ирбит, а в 1705 году напечатал их в своей книге. Первые научные публикации о древних рисунках на скалах появились у нас только в довоенные годы. Первые три книги были посвящены петроглифам Карелии.
Для систематического изучения петроглифов у нас в стране создан проект «Мир наскального искусства Евразии», руководителем которого является доктор исторических наук Екатерина Георгиевна Дэвлет. Цель проекта — обобщить материалы памятников наскального искусства с обширной территории Европейского севера России, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока, накопленные за более чем 250 лет изучения. Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |