СтатьиПослать ссылку другуИстория > Что делать? Циклы Русской историиОльга НаумоваЕсть ли в нашей истории логика, есть ли смысл в том, что происходило когда-то, и в том, что происходит сейчас? Традиционно в истории России выделяют три больших периода: Киевская Русь, Московское царство и Российская империя. Они действительно отличаются друг от друга по всем статьям. Более близкие к нам времена идут под кодовым названием «новая история» и «новейшая история». (Меня всегда интересовало, что будет дальше — «наиновейшая»? Или она так навсегда «новейшей» и останется? Или больше никакой истории не будет?) Тем самым мы отделяем себя почти что каменным забором от всей предыдущей России и смотрим на жизнь предков как на исторический памятник — поучительный, но ископаемый. И все было бы хорошо, но настораживают подозрительные совпадения некоторых исторических коллизий: периодически Русь то дробится, то вновь объединяется, периодически переезжает столица, периодически происходит расцвет, а потом упадок... Сталина сравнивают с Иваном Грозным, распад СССР — с феодальной раздробленностью... Но это звучит просто как метафора, не более того. Есть два подхода к истории: линейный и цикличный. Линейный, по сути, сводится к летописанию, перечню событий и более или менее тенденциозному их освещению. Цикличный ищет закономерности, в лучшем случае — помогает извлечь опыт из прошлого во имя будущего. Циклы в истории ищут давно и успешно, в том числе и в русской. Лев Гумилев основывал свою теорию пассионарности на 1200-летнем цикле существования этноса, А. Чижевский говорил о 11-летних циклах солнечной активности. Выделяют и 12-, и 144-, и 70-летние, и другие периоды. Предложим еще одну гипотезу. Циклы и фазы историиЛюбой цикл состоит из трех фаз: рождение — расцвет — угасание. Применительно к циклам истории эту схему стоит чуть расширить. 0-й этап. Еще до рождения — необходимость этого рождения. Что-то уже стучится сверху, хочет осуществиться, но это «что-то» еще надо уловить. 1-й этап. Подготовка. Чтобы «что-то» опустилось, нужно подготовить для этого место — «построить гнездо». Часто это создание или кардинальная переделка государства. 2-й этап. Одухотворение. Вопреки засевшей в головах «первичности материи» первичен все-таки дух. Это самый красивый этап: рождается «совесть народа», иногда находящая отражение в каком-то человеке, образе, символе. Называются, обозначаются духовные идеалы — в форме ли религиозных заповедей, нравственных установлений или кодексов чести. 3-й этап. Расцвет. Территориальное расширение. Всплеск культуры. Международный авторитет. 5-й этап, он же 0-й. Необходимость следующего витка. Не просто самое дно, но даже «дно дна». Катаклизмы нарастают. Вечно так продолжаться не может, и в недрах упадка уже начинает вызревать новое. Киевская РусьПринцип понятен, теперь вернемся к русской истории. Начнем с IX века. До этого история, конечно, была, но вполне достоверных свидетельств об этом времени нет.
0-й этап. До конца IX века, точнее, до 882 года будущая Русь представляла собой огромную территорию, равную Западной Европе и населенную племенами восточных славян. Помните? Поляне, древляне, северяне, дреговичи, ильменские словене и т. д. Справедливости ради надо сразу сказать, что «племена» эти (само слово вызывает ассоциацию с чем-то диким, первобытным) были, собственно, и не племенами, а крупными союзами племен, даже «союзами союзов», по населению и территории сопоставимыми с солидными европейскими государствами. Но как бы многочисленны и могущественны ни были эти племена, они жили разрозненно, а на их земли, как на лакомый кусок, смотрели гораздо более сильные соседи: Византийская империя, Хазарский каганат, северяне-викинги. Требовалась консолидация сил... 1-й этап. ...Что и осуществил легендарный Вещий Олег. В уже упомянутом 882 году он, соратник или родственник не менее легендарного Рюрика, спустился из Верхней Руси (Новгород, Ладога) по Днепру, хитростью захватил Киев и сделал его столицей новорожденного государства, объединившего Север и Юг. Будущие историки назовут его Киевской Русью. А «прибив щит на врата Цареграда», Олег нейтрализовал опасного соседа — Византию. (Еще через 90 лет Святослав разгромит непобедимую Хазарию.)
2-й этап. Но одного «гнезда» было недостаточно. Только что объединенные племена так и оставались разрозненными единицами. Силой государства не склеишь. Требовался единый стержень, духовная основа, идеология в самом высоком смысле этого слова. Обычно обретение этой духовной основы молодым русским государством связывают с принятием христианства в 988 году, при князе Владимире. Однако не стоит забывать и о другом нашем истоке — дохристианской культуре (почему-то более распространено какое-то ругательное ее название «языческая»). Космическое сознание, слияние с Природой и поклонение стихиям, выраженным в образах славянских божеств, было уравновешено христианским идеалом, идеалом любви и жертвенности. Это и определило духовную суть молодого еще народа на многие века.
И еще одно имя: княгиня Ольга. Она была нашей первой правительницей-христианкой, установила порядок в своей земле, налаживала отношения с западными державами... Но в истории она осталась не благодаря этому. Ее имя окружено ореолом легенд, и создается впечатление, что именно она дала молодому государству то неуловимое, что называют душой. 3-й этап. Расцвет Киевской Руси традиционно связывают с Ярославом Мудрым (XI век). Растет и укрепляется государство, во много раз увеличивается столица — Киев и получает новый священный центр — храм Святой Софии. Основываются первые монастыри и библиотеки, пишутся первые книги и иконы, появляются первые врачи, развиваются только что основанные школы. Оформляется первый писаный закон — «Русская Правда». Русь при помощи династических браков породнилась со всей Европой, стала важным элементом международной политики. 4-й этап. Надлом произошел в XII веке, когда остался в прошлом идеал любви и жертвенности. Под натиском кочевников и внутренних распрей ослаб центр, и каждое княжество стало жить своей жизнью, порой сражаясь за место под солнцем со своими же братьями-русичами. Даже столица государства переместилась — в Залесские земли (Северо-восточная Русь), во Владимир-на-Клязьме. Однако пресловутая «феодальная раздробленность», обычно рисующаяся в черных красках, имела одну важнейшую положительную сторону: княжества получили возможность обрести себя, вырасти и окрепнуть. До нашего времени дошли прекрасные храмы XII века, жемчужной россыпью раскинувшиеся по Руси. Они уже не такие огромные и величественные, как прежде (под стать единому, мощному государству), а более камерные и уютные. Их непревзойденная вершина — храм Покрова на Нерли во Владимире. Лебединая песня Киевской Руси — правление Владимира Мономаха. Он был единственным из князей, кто своим непререкаемым авторитетом мог примирить и объединить враждующих. 5-й этап. Черту под распрями и соперничеством подвело нашествие Орды. Еще можно было что-то сделать, дать отпор, но, увы, девизом того времени было: «Каждый сам за себя». И Киевская Русь, сильнейшее государство своего времени, ушло... нет, не в небытие, а в легенды и былины, в память русского народа. Но среди хаоса, разлада и разрушения возвышается фигура, которая еще многие века спустя будет вселять надежду и показывать, как человек может действовать даже в самых нечеловеческих условиях. Александр Невский был великим полководцем, не знавшим поражений. Породнившись с ханом, он мог вести спокойное и безбедное существование. Но предпочел ценой собственной независимости, собственной жизни и даже, как считают многие, собственной чести защитить, заслонить родную землю от страшного врага. Московское царствоНа этом, как вы, наверное, догадываетесь, русская история не закончилась. Историческая миссия народа, какова бы она ни была, вряд ли может быть выполнена за столь короткий период — четыреста с небольшим лет. А значит, нужен новый виток, новый шанс. 0-й этап — см. предыдущий. Страна в руинах — и физически, и морально, и духовно. 1-й этап. Для возрождения требуется новый центр. Последующей, московской историей мы во многом обязаны Даниилу (младшему сыну Александра Невского) и его сыну Ивану Калите. Получив в наследство рядовое и, строго говоря, микроскопическое княжество, они поставили его в один ряд с крупнейшими и сильнейшими. Уже в середине XIV века Москва оспаривала право на великое княжение. К этому же времени в ней обосновался глава русской церкви, митрополит. 2-й этап. И вновь мы убеждаемся, что силой и деньгами объединить нельзя. Этап одухотворения молодого Московского государства часто называют эпохой Куликовской битвы. Это было время Дмитрия Донского и митрополита Алексия, Феофана Грека и Андрея Рублева. Но настоящим учителем русского народа на многие века — и до сегодняшнего времени — стал Сергий Радонежский. Он и его ученики своим духовным подвигом доказали, что для человека, вооруженного высокой целью, нет ничего невозможного. А символ Троицы показал путь к Свету, Любви и Согласию. 3-й этап. Обретя центр и поверив в свои силы, Русь переживает новый расцвет. При Иване III и его сыне Василии III вновь строится столица (нынешний Московский Кремль — память именно тех времен, конца XV — начала XVI веков), расцветает культура. Европа обнаруживает на далеком Востоке, в «Татарии», сильнейшее государство и спешит наладить с ним отношения. После падения Византии Россия становится главой православного мира, провозгласив: «Москва — третий Рим». Иван III впервые в русской истории называет себя царем, то есть «цезарем». 4-й этап. Драматическая фаза надлома (XVI век) связана с одиозным именем — Иван Грозный. О нем можно много говорить и спорить, но ясно одно: в его царствование пошатнулся один из важнейших идеалов русского народа — вера в справедливость. Царь-батюшка, личность священная, защитник справедливости, творил беззаконие и произвол, губя тех, за кого отвечал перед Богом и Судьбой. 5-й этап. Потеряв справедливого царя, Россия лишилась царя вовсе. Наступает Смутное время: безвластие, иноземные нашествия, бунты, голод и разорение... В правление «Тишайшего» Алексея Михайловича, казалось, жизнь начала налаживаться. Но одно событие расставляет все на свои места и говорит о том, что время прежней, Древней Руси кончилось. В 1654 году, вследствие реформы патриарха Никона, происходит раскол русской церкви и всего русского народа: одни идут за патриархом и царем на реформу, другие продолжают хранить веру отцов и дедов. Наступает непримиримое противоречие между традицией и царем, ее хранителем. XVII век не дал нам такой фигуры, как Александр Невский, которая бы стала примером и показала путь в будущее. Но этот век родил тех, кто уловил необходимость нового времени и готовил для него почву. Это были писатели, философы, просветители, просто образованные люди. Многие монастыри становятся центрами просвещения, приобщая Россию к мировой философии. Открывается Славяно-греко-латинская академия — в ней потом будут учиться и Ломоносов, и Тредиаковский, и Кантемир, и многие другие создатели нашей культуры. Строится первый русский корабль «Орел». Создается первый театр и вообще светское искусство — живопись, музыка. Налаживаются постоянные контакты с иноземцами, а в Москве они населяют уже целые районы. Российская империяЭто самый интересный для нас период. Ибо, как бы мы ни пытались отгородить себя от истории, она от нас отгораживаться не собирается и диктует свои законы. Кратко обозначим основные вехи этого витка. Кратко потому, что это наш с вами виток истории, мы в нем живем и его создаем. И именно наша личная заинтересованность и даже тенденциозность обостряет оценки. Лев Николаевич Гумилев не брался подробно оценивать последние двести лет, говоря об «аберрации близости». И все же рискнем... 0-й этап (необходимость). Древняя Русь ушла в прошлое. За окном кончается европейское Возрождение, наступает век Просвещения. Мы отстаем. Россия опять расколота.
1-й этап (подготовка). Новую Россию начал создавать Петр I. Ни одна из его реформ — ни военная, ни церковная, ни любая другая — не являлась его изобретением, зерна были посеяны раньше, в XVII веке. Его вдохновляла мечта о новой России, в которой будут жить новые люди — свободные, просвещенные. Для воспитания таких людей он построил новую столицу — Санкт-Петербург. Дело Петра продолжила Екатерина Великая, при которой Россия выросла и окрепла. 2-й этап (одухотворение). Создавать «новую породу» людей начинают русские просветители в самом широком смысле слова. Ученый Ломоносов, книгоиздатель Новиков, воспитатель Бецкой, архитектор Баженов, первые русские писатели, художники, историки... После долгого этапа строительства страны заговорили о нравственных идеалах и о стремлении к ним, о том, что служение Отечеству стоит выше личных интересов. Часто говорят об утопичности их надежд, но посмотрите на следующее поколение: герои 1812 года, декабристы, кодекс чести, отвага, благородство, достоинство... И все же в первую очередь этот этап осенен именем Пушкина. Во всяком случае, он вполне достоин называться Золотым веком русской культуры. 3-й этап (расцвет). Это и дореволюционная Россия — огромная империя, с 1862 года совершившая мощный промышленный рывок, занимавшая колоссальную территорию. Это и Серебряный век русской культуры рубежа XIX–XX веков. Здесь же — советский период и советская культура. Без иронии — давайте ценить свое прошлое. 4-й этап. Надлом произошел, согласно излагаемой гипотезе, отнюдь не в 1917 году (это было только его начало), а позже и ярко обозначился в 1991-м, с распадом СССР. Аргументы: на протяжении всего предшествующего периода, с начала XIX века, Россия была способна на великие дела, ее вдохновляли идеалы — разные в разное время: служение Отечеству, служение Прекрасному, великодержавность, строительство коммунизма... Речь идет не о том, как формулировались эти идеалы, а о том, что они были. Чем выше идеал, тем более великие дела способен совершить во имя него человек. Человек без идеала способен лишь на мелкие делишки во имя себя самого. Народ, вдохновленный идеалом, — это великий народ. Народ, победивший во Второй мировой войне, победивший тьму фашизма, — это великий народ. Ведь сражались солдаты не за Сталина и не за коммунизм. Они защищали родину, они защищали Свет и Свободу. А 1991 год обозначил наступление нового этапа, этапа без идеалов. Все иллюзии относительно коммунизма развеялись (я говорю о большинстве), настало время перекоса в сторону «идеалов» другого рода. Плюс снова дезинтеграция, стремление частей к самоопределению и саморазвитию. 5-й этап. ??? Что делать?Нам выпало жить в странное время, которое называется «точка перехода». Старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. Но даже не это страшно, а то, что отсутствие идеалов мало кого беспокоит. Детей по-прежнему учат, как зарабатывать баллы, как быстрее читать и усваивать больше информации. Молодежи объясняют, как пробиваться в жизни, как обходить конкурентов... И почти никто не говорит о том, что нужно искать свое предназначение и следовать ему, что важно быть добрым, что другие люди не менее ценны, чем ты сам... Впрочем, варианты предлагаются. Например, взять да и ввести в школах Закон Божий — тогда все сразу станет хорошо. Не станет. От казенной и насильственной духовности хорошо не бывает.
Многие уповают на политические изменения — на партии, на отдельных личностей. Кто-то мечтает о «твердой руке», кто-то превозносит демократию. Увы, Платон и Конфуций еще две с лишним тысячи лет назад описали, насколько несостоятельно государство с любым строем, когда правитель его думает о собственном благосостоянии, а не о благе народа. Говорят еще о некой русской идее, подразумевая при этом, что от внедрения всего русского и, естественно, отказа от всего нерусского тоже станет хорошо. Вряд ли. Те же циклы истории неоспоримо доказывают, что страна наша крепла и расцветала только в те периоды, когда поднимала «железный занавес», открывалась навстречу миру, когда шло взаимообогащение, а Россия, впитывая лучшее извне, не переставала быть Россией. Кстати, понятие «русская идея» принадлежит Ф. М. Достоевскому, который в 1861 году писал так: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных национальностях». Так что же нам делать?Не знаю. Может быть, не ждать, пока идеалы и спасители свалятся с неба, а потихоньку карабкаться вверх самим... Помните девиз Петра I: «Я ученик и учащих меня требую»? Может быть, не кичиться прошлыми заслугами и не стесняться учиться. Учиться у всех. У самих себя — у своего прошлого. У других народов. Искать в руде истории золото опыта, жемчужины вечных ценностей, и не просто хранить, а использовать. И передавать дальше. При этом помнить слова Гоголя: «Общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, а высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство». И искать единомышленников. Один в поле воин, но войско сильнее. Честно говоря, идея нашего журнала «Человек без границ» тоже отсюда. Мы хотим собрать на его страницах людей — из прошлого и настоящего, преодолевающих собственные ограничения и ломающих барьеры между людьми, обществами, эпохами — благодаря мечте о единстве, братстве, понимании. Благодаря любви, дружбе, доброте, благородству и чести. Благодаря служению своей стране и всему человечеству. Все это всегда было, есть и будет самым сильным оружием человека. А посему — что делать? Делать! Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |