СтатьиПослать ссылку другуИстория > Ход троянским конемЕлена КосолобоваПосле десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине». Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война. В наше время эта легенда известна каждому, а сам троянский конь давно стал нарицательным понятием — наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. То, что Троя пала из-за коня, воспринимается как аксиома. Но если кого-нибудь спросить, а почему причиной гибели Трои стал именно конь, — человек, скорее всего, затруднится с ответом. А в самом деле, почему? Оказывается, этим вопросом задавались уже в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников... Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города. Версий много, но, признаться, ни одна из них не дает удовлетворительного ответа. Наверное, наивно было бы считать, что в этом коротком исследовании нам удастся исчерпывающе ответить на такой «старый» вопрос, но попытаться все же стоит. Кто знает — быть может, троянский конь чуть-чуть приоткроет нам свою тайну. Итак, попробуем войти в положение ахейцев. Имитируя снятие осады, они должны были оставить под стенами Трои нечто такое, что троянцы были бы просто обязаны взять в город. Скорее всего, эту роль должен был сыграть посвятительный дар богам, потому что пренебречь священным даром с точки зрения древнего человека означало нанести оскорбление божеству. А с разгневанным божеством шутки плохи. И вот, благодаря надписи на боку, деревянная статуя получает статус дара богине Афине, покровительствовавшей и ахейцам, и троянцам. Что делать с таким сомнительным «подарком»? Пришлось его (хотя и с некоторой опаской) внести в город и установить в священном месте. Однако роль посвятительного дара могло сыграть практически любое священное изображение. Почему же был выбран именно конь?
| Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru
Миф о Трое имеет под собой историческую основу. Немецкий исследователь Генрих Шлиман в 1870 г. открыл место, где находилась легендарная Троя. В 1868 г. он приехал в местечко Бунарбаши на побережье современной Турции (где, по мнению немногих веривших в существование Трои, она могла находиться). Однако это место не совпадало с описанием Гомера. Тогда Шлиман стал обследовать все возвышенности по берегам реки Скимандр, пока не оказался на холме Гиссарлык, географически полностью совпадавшем с описанием гомеровской Трои. Уже в 1872 г. он обнаружил, что холм скрывает девять древних городов, расположенных друг над другом пластами. Самой старой была Троя I, которую он отнес к каменному веку (сейчас ученые датируют ее 3500 г. до н.э.). А последним слоем была римская Троя IX (Новый Илион). Шлиман ошибочно принял за гомеровскую Трою гораздо более древний город (Трою II), существовавшую примерно тысячелетием раньше событий гомеровского эпоса. Там им был найден всемирно известный золотой клад (Шлиман назвал его «золотом Приама») и руины древних стен и царского дворца. Сейчас считается, что Троя II была крупным торговым и культурным центром одного из племен неизвестного происхождения, населявшего более 5000 лет назад Малую Азию. Современные исследователи датируют гомеровскими временами две Трои: Трою VI и Трою VIIA. Первая была заселена предположительно в 1800 г. до н.э., скорее всего ахейскими племенами. Это была довольно большая крепость, погибшая в результате землетрясения. А Троя VIIA была разрушена и сожжена приблизительно в 1240 г. до н.э. Ее и соотносят с событиями Троянской войны. Площадь крепости и нижнего города составляла около 100 тыс. кв. метров, в них могло проживать около 5 500 жителей, а на акрополе, где жил царь с наиболее знатными людьми, еще около 900 человек. После примерно двух столетий упадка с 1000 г. город был заселен греками-эолийцами и стал называться Илионом (Троя VIII). Он был разрушен римлянами и уже в качестве Нового Илиона (Троя IX), «города вольного и свободного от податей», возродился в Римской империи, где просуществовал по крайней мере до IV в. до н.э. |
Кстати, любопытно, что конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.
Современные исследователи датируют Троянскую войну примерно 1240 г. до н.э. (археологически на эту дату приходится гибель Трои VII). Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом (настолько, что только с середины XIX столетия ученые начнут всерьез говорить о микенской Греции и о Трое, а до этого они будут считаться сказкой). Из тех 160 греческих государств, которые упоминаются Гомером в «Каталоге кораблей», половина перестанет существовать, а самые великие, Микены, Тиринф и Пилос, превратятся в маленькие деревеньки. Троянская война станет своеобразным рубежом между древним и новым миром, между микенской и классической Грецией.
Из героев, сражавшихся под стенами Трои, в живых остались лишь двое: Одиссей и Эней. И это не случайно. Оба они имеют особую миссию. Эней отправится, чтобы создать свою «новую Трою» и положить начало Риму, цивилизации грядущего мира. А Одиссей... «Многомудрый и многострадальный» герой совершит великое странствие домой, чтобы найти свою землю обетованную. Чтобы в своем странствии потерять и снова обрести все, что ему дорого, включая собственное имя. Чтобы дойти до границ обитаемого мира и побывать в странах, которые никто не видел и откуда никто не возвращался. Чтобы спуститься в мир мертвых и снова «воскреснуть» и долго скитаться по волнам Океана, великого символа Бессознательного и Неведомого.
Одиссей совершит великое странствие, в котором символически умрет «старый» человек и родится «герой нового времени». Он перенесет великие страдания и гнев богов. Это будет новый герой — энергичный, проницательный и мудрый, любознательный и ловкий. Своим неистребимым стремлением познать мир, своим умением решать проблемы не физической силой и доблестью, а острым умом он не похож на героев «старого» мира. Он вступит в противоборство с богами, и боги вынуждены будут отступить перед человеком.
Наверное, неслучайно поэтому Одиссей станет идеалом наступающей эпохи — классической Греции. Вместе с Троей безвозвратно уйдет старый мир, а с ним уйдет что-то таинственное и сокровенное. Но родится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, больше не зависящий от сил Рока и игры богов, но создающий свою судьбу и свою историю сам.
_________*Относительно Елены существует две версии: по более распространенной, она является дочерью Зевса и Леды, но согласно другой версии, Елена является своего рода новой Пандорой, созданной на погибель человеческого рода. И в этом аспекте она — дочь богини Рока и божественной Справедливости, Немесиды.
Подписаться на журнал "Человек без границ"