СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Тейт-БритнИлья Бузукашвили
Тейт-Бритн — так называется лондонская галерея на берегу Темзы, где разместилось лучшее в мире собрание британского искусства за последние пять столетий. Знакомил меня с галереей Ричард Хемфри, искусствовед, хранитель коллекции, автор многих книг по истории британской живописи. «Я работаю здесь уже много лет, — говорит Ричард. — Представляю коллекцию галереи, рассказываю о ней самым разным людям. От пяти до 85 лет». Отвечая на мой вопрос, могли бы мы посмотреть несколько его самых любимых картин — пять-шесть, Ричард смеётся: «Мы попробуем, конечно. Хотя мне было бы проще сказать, что у меня их 606, моих любимых полотен». Тейт-Бритн была основана в 1896 году. Сахарный магнат Генри Тейт дал деньги на строительство галереи и подарил британскому народу свою коллекцию живописи викторианской эпохи. Коллекция была небольшая, порядка шести десятков полотен, а потому и здание для неё тоже было нужно небольшое. Оно возникло на северном берегу Темзы на месте разрушенной старой лондонской тюрьмы. Удачная альтернатива. Коллекция росла, вслед за ней росло и здание. Нужно было новое место для впечатляющего собрания знаменитого английского художника Тёрнера; современного зарубежного искусства — в первую очередь французских импрессионистов; художников-прерафаэлитов. Сегодня эти полотна составляют всемирную известность Галереи Тейт, которая к началу третьего тысячелетия выросла настолько, что для современного иностранного искусства пришлось построить новое здание вниз по реке — Тейт-Модерн, и сейчас между обеими галереями курсируют автобусы и речные трамвайчики. Да, ещё есть два филиала: один в Ливерпуле, другой на острове Сент-Ив в Корнуолле. Но вернёмся к Тейт-Бритн. «Тейт-Бритн — это британское искусство. Это собрание, которое объединяет идея национальной живописи, — поясняет Ричард Хемфри. — С этой точки зрения Тейт-Бритн выглядит несколько анахронично, но и уникально в то же время. За исключением нескольких музеев в Восточной Европе и парижского центра Помпиду, она практически не имеет европейских аналогов, которые бы показывали произведения одной национальной школы». Гуляя по галерее с Ричардом Хемфри, мы останавливались у картин, которые, будь я один, вряд ли привлекли бы моё внимание. Конечно, у каждой из них своя история. Но ведь так часто бывает: если это не всемирно известные шедевры, то откуда взяться узам между нами, ведь мы друг друга видим первый раз?.. И так легко пропустить, не придать значения, не заметить. И я был благодарен Ричарду. Я понимал: он знает давно все эти полотна. Любит эти многочисленные портреты и пейзажи. Умеет «читать» их. Находит во множестве деталей скрытый за образами смысл.
Капитан Томас Ли, современник Шекспира и королевы Елизаветы. По её приказу он отправился в Ирландию усмирять бунтовщиков. По её приказу некоторое время спустя был казнён за участие в заговоре против королевы. Но сколько их было — вопросов без ответов во времена Шекспира... И на портрете Томаса Ли, написанном художником Маркусом Герартсом II, читается какая-то неразгаданная тайна, намёки на неоднозначность судьбы военного капитана. «Он был написан в конце XVI века, — рассказывает Ричард Хемфри, — и мы видим на холсте рыцаря, воина, полуодетого, со шлемом, пистолетом и копьём, на фоне сельского пейзажа. Самое необычное то, что у него совершенно голые ноги. Наверное, это момент, когда воин снимает с себя одежду, чтобы перейти через реку. Тот самый момент, когда он больше всего уязвим. Томас Ли изображён явно на фоне ирландского пейзажа. На заднем плане, если приглядеться, можно увидеть какие-то фигурки — видимо, ирландских мятежников. Но сам капитан стоит в полный рост в сени огромного, развесистого дуба, словно под его защитой. Дуб считался символом Англии и королевы. Весь облик полураздетого рыцаря говорит о лояльности к королевской власти. И он очень печален. Ведь мы знаем о судьбе, которая ожидает капитана Ли, и он в ней ничего не в силах изменить». Ещё один портрет с краткими комментариями-штрихами Ричарда Хемфри. «Это автопортрет знаменитого английского художника Уильяма Хогарта. Стиль Хогарта особый. С одной стороны, он часто сатиричен, с другой — полон высокой морали. С автопортрета на нас смотрит вроде бы типичный англичанин с короткой стрижкой. Он даже похож чем-то на собачку, которая изображена на переднем плане. Но это внешне. Можно легко заметить и другое. Мудрость и благородство в глазах. Маленькие детали. Например, три томика классиков английской литературы — Мильтона, Шекспира и Свифта. Хогарт чувствовал особую духовную связь между живописью и литературой. Так оно и есть. Связь эта проходит через всю историю британского искусства. А ещё Хогарт был близок к масонам и считал, что искусство художника призвано служить законам морали и прекрасного. В общем, это портрет и с большим юмором, и одновременно очень серьёзный. Портрет человека, которого мы часто называем отцом британской живописи». В наши дни Галерея Тейт по праву считается крупнейшим в мире собранием произведений британского искусства, охватывающим период с XVI века до наших дней. Это около трёх с половиной тысяч живописных полотен, графика, скульптура. Сюда приходят посмотреть на Гольбейна и Ван Дейка. Они хотя и не были англичанами, но провели в Лондоне долгие годы своей жизни. Великий мечтатель, поэт и художник Уильям Блейк, знаменитые Джозеф Тёрнер и Джон Констебл, прерафаэлиты Хьюз, Милле, Россети и Хант, философ Френсис Бэкон... Многообразен и разнолик мир британской живописи. В нём всегда соседствовали традиции и новаторство, преемственность и стремление вырваться на свободу из сковывающих ограничений. Английские пейзажи — нестареющая классика, лицо британской живописи в музеях мира. Ричард Хемфри, мой сопровождающий по галерее Тейт-Бритн, для следующего знакомства выбрал картину Джона Констебла. «Даже переехав в Лондон, он продолжал писать пейзажи своей родной земли, сельские пейзажи в окрестностях Ист-Бергхольта, где он родился, — поясняет Ричард. — Это типично для многих британских художников, которые очень часто сохраняют таким образом связь с родной землёй. Эта мельница на картине — та самая, которой владел отец Констебла. Сам Джон был прекрасно знаком с разными видами сельскохозяйственного труда и его прозаической стороной. Потому пейзаж этот не романтический, а более повседневный, если хотите. Но если вы посмотрите внимательно, то увидите, какое большое внимание художник придаёт деталям. Эти облака, это небо, которое определяет всё настроение картины... Констебл был мастером деталей в отражении природы: деревья, ветки, листочки, животные... Но во всём, что он видит и как отображает, есть нечто духовное, религиозное. Некий естественный закон, порядок вещей в мире. Ведь большинство действий и работ человека на селе определяется временем года, природой. Констебла ужасали те изменения в обществе, которые происходили с развитием промышленности в больших городах. И этот его пейзаж, мир его ценностей... он думал о том, что всё это исчезает. Возможно, именно этот ностальгический взгляд на естественную красоту и мудрость природы и жизнь человека в гармонии с ней — то, что и по сей день трогает в его творчестве многих людей». Учиться понимать язык живописи никогда не рано и никогда не поздно. Поэтому в галерее Тейт-Бритн уделяют особое внимание образованию. Будь то рассказы об искусстве детишкам двух-трёх лет, которые приходят с родителями немного поучиться рисованию, или лекции с более академической информацией для взрослых. Показывают фильмы, устраивают дискуссии, поэтические и литературные вечера. В общем, по словам Ричарда Хемфри, пытаются достучаться до каждого. «Последние
Конечно, есть аудиогиды, с которыми можно ходить по всем залам. И очень много наших посетителей, прежде чем прийти в музей, заходят на нашу страничку в Интернете, знакомятся с тем, что хотят увидеть, и потом более уверенно чувствуют себя в галерее. Однако сегодня одна из насущных необходимостей — использовать в музее цифровые и мультимедийные технологии. И с их помощью приблизить коллекцию к человеку». На прощание Ричард Хемфри поведал мне, что по профессии он филолог. И дал совет: тот, кто хочет глубже понимать, «читать» британскую живопись, должен сначала полюбить английскую литературу. Сам он среди трагедий Шекспира предпочитает «Бурю», потому как есть в ней «глубина, тайна и возможности для полёта воображения». А ещё любит шекспировские сонеты. Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ Станок плазменной резки с ЧПУ станки плазменной резки ЧПУ . Драгон Мани ___ |