СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Гармония души и цветаНаталья АлякринскаяОднажды я бродила по московскому вернисажу. Перед глазами мелькали картины — талантливые и посредственные, скромные и крикливые. Но ничто не трогало. И вдруг из-за туч будто выглянуло солнце. С небольших полотен, растворенная в красках, на меня неожиданно полилась радость. Знойные полуденные дворики, лазурное море, лениво разлегшиеся собаки и задумчивые ослики — все это дышало таким светом и покоем, что показалось, будто вне расписания настало лето. Так мы познакомились с художником Арамом Акопяном. Наедине с палитройЕсли спросить у Арама, сможет ли он жить без кисти и красок, скорее всего, ответит «нет». Рисовать для него так же естественно, как дышать. Впервые он ощутил себя художником в студенческие годы. В то время Арам рисовал ночи напролет, забывая о часах. Наступало утро, и он с удивлением смотрел на стрелки: ночь пролетала мгновенно, а сам он не ощущал усталости — только радость от творчества. Уже тогда его невероятно увлекала магическая игра цветов и абстрактная живопись, в которой возможности красок раскрываются во всей полноте.
— Тяга к абстракции у меня была давно, — рассказывает художник. — Хотелось передавать свои переживания через цвет и абстрактную форму. При этом важно, как цвет выразит себя сам. Первый мазок диктует второй, третий. И постепенно создается такое эвристическое письмо, когда ты просто наносишь краски, не делая никаких умопостроений и наблюдений. В какой-то момент это состояние само начинает двигать тобой, рисовать через тебя. Результат видишь уже потом: искусство получается намного чище. Своим главным учителем Арам считает Василия Кандинского. Тот полагал, что в живописи не обязательно передавать форму предметно, важно писать
Собственно, это и есть главная цель живописи Арама Акопяна — передать состояние души, поймать эмоции и воплотить их на полотне. Сегодня художник задумчив, расслаблен — и на полотне появляется абстракция мягкая, нежная, медитативная. Завтра ум становится острым, аналитическим — и диктует строгие линии, геометрические формы. А послезавтра яркие, бьющие через край эмоции проявляются в красочном пейзаже — в цветущем саду, солнечном дворике или заснеженных горах. И среди этих эмоций есть одна особенно важная — ностальгия. Источник радостиВсе, что появляется из-под кисти Арама, невидимыми нитями связано с родной землей — Арменией. Она дает силы и питает здесь, вдали
Именно там, на родине, Арам пережил состояние, которое полностью перевернуло его взгляд на окружающий мир. Как-то солнечным днем он вышел на улицу родного города — и показалось, что мир преобразился. Он шел по улице, по которой ходил с детства, и вдруг увидел ее совершенно в ином свете. Смотрел на предметы, которые видел неоднократно, — и замечал в них абсолютно новые черты. Солнце светило иначе, по-другому шелестели листья. Казалось, они разговаривали, и он их понимал. Все вокруг двигалось, вибрировало и явно было связано друг с другом. Это откровение продолжалось минут двадцать. С тех пор видеть природу прежними глазами Арам уже не мог. — Этот восторг, возможно, был даром свыше, — размышляет художник. — А может быть, мой учитель целитель Сергей Бадалян таким образом передал мне частицу своего дара. Именно он направил мой ум, рассказал о том, что есть другой, невидимый глазу мир. Научил правильно слушать музыку, погружаясь в нее и пропуская через себя, научил наблюдать за растениями. Я узнал, что они могут излучать тонкий свет, вибрировать. И та энергия, которую учитель вложил в меня, постепенно начала проявляться в моих работах. Жизнь в теплых тонахКраски — вот первое, что притягивает взгляд к картинам Арама. Яркие и теплые, они образуют особую гармонию, которую не объяснишь только удачным сочетанием цветов. Здесь явно присутствует что-то еще. Это «еще» — душа художника. По счастью, она досталась ему легкая, крылатая, обращенная к свету. Именно поэтому от работ Арама исходит радость, чистая и искренняя.
— Я не стараюсь специально создавать что-то позитивное, — будто оправдывается художник. — Просто именно так ощущаю жизнь. Радость — сама возможность жить в этом прекрасном мире. Очень люблю солнце и еще люблю, когда от человека идет тепло, свет, когда он свободен от «серого», хмурого состояния. Я нашел это в себе, и с тех пор оптимизм
Этой энергии внутренней радости, кажется, хватит на то, чтобы осветить целый выставочный зал, останься он без электричества. Во всяком случае, именно такое ощущение создалось, когда в подмосковном Жуковском в галерее «Пятый дом» накануне 45-летия Арама Акопяна открылась его персональная выставка. Именно за радость и солнечный свет, которых так не хватает обитателям северных широт, и благодарили художника гости. Но он, как и положено творцу, недоволен собой. До исполнения мечты Арама — полностью выражать в красках то, что переживаешь, — по его словам, еще далеко. — Говорят, в тонком мире творить очень легко, — замечает он. — Если воображение развито, достаточно подумать о прекрасном замке — и он предстанет перед тобой. Один йогин, медитируя, достиг именно такого совершенства: он вообразил замок и себя в нем. Второй его мыслью была мысль о тигре. Тигр проявился и съел его. Грустная история. Урок в том, чтобы очистить свое сознание настолько, чтобы тигры, даже если они придут, были спокойными. Иными словами, хочется достичь полной гармонии и максимально передать на холсте то, что переживаешь, суметь показать тонкое состояние материи, окружающей нас, когда каждый предмет светится и одухотворен. Время творитьСегодня работы Арама Акопяна можно встретить в частных коллекциях Армении, России, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Кореи, Ливана. Художник — участник многих выставок, в том числе международных. Но несмотря на признание он полагает, что последние 20 лет были для людей искусства тяжелым испытанием. Художники оказались наедине с жесткой реальностью, в которой бизнес заслонил собой подлинные ценности.
— Сегодня художник живет в одиночку. Нет той атмосферы, которая раньше питала творческих людей, когда они были вместе. В Ереване существовали такие места — например, кафе «Актер» или «Сквознячок», — где собирались артисты, художники, скульпторы и за чашкой кофе обсуждали актуальные вопросы искусства. Там можно было встретить таких известных людей, как актер Фрунзик Мкртчян или скульптор Ара Шираз. Я очень любил то время и ту атмосферу. Потом все исчезло. Те места захватили бизнесмены, сделали там дорогие и совершенно иные по духу заведения. А творческие люди остались одинокими и незащищенными. В студенчестве Арам с друзьями мечтали о том, что станут свободными художниками. У них были перспективы. Однако все рухнуло вместе с Союзом — и жизнь полностью изменилась. В цене оказались непонятные, неэстетичные вещи. Но, как ни парадоксально, Арам считает, что именно сейчас, когда за окном экономический кризис и мир озабочен выживанием, для искусства открываются новые возможности. — Мне кажется, когда кончается сытая жизнь для бизнесмена, начинается хорошая жизнь для творца, — говорит художник. — Именно те энергии, которые сегодня взбунтовались, дают мощный стимул творческим людям проявить их дремлющие качества. В конце концов люди задумаются, насколько надежен мир, окружающий нас, если он может так быстро измениться к худшему. Осознание этого непостоянства, возможно, поможет им понять, что только искусство — вечно. И Арам снова, день за днем, смешивает краски на своей палитре и погружается в мир, над которым не властны никакие смутные времена... Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |