СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Исцеление музыкойЮлия МорозоваКогда так звучит тема, невольно хочется спросить: от чего же нам исцеляться? Разве мы болеем? И что это за болезнь, лекарством от которой может стать МУЗЫКА? Вряд ли кто-то из читателей признает, что он болен. Возможно, привычно имея в виду всех (например, всю страну), сетуя на наше время и общество, мы еще как-то допускаем, что все мы нездоровы, но чтобы включить в это «мы» себя — это уже сложнее. «Он, она, они — да, возможно, больны, но со мной-то все в порядке!» Парадокс, не правда ли? Как будто в этом «мы» случайно нет «меня»... Но вернемся к этому попозже.
На фронтонах театров и консерваторий нередко можно увидеть изображение Аполлона с лирой в руках — античного бога-покровителя искусств. Но мы редко вспоминаем, что лучезарный Аполлон, божество Солнца, света, гармонии и порядка, — отец Орфея, певца и музыканта, наделенного магической силой искусства, и Асклепия, бога врачевания. То есть с древнейших времен искусство и врачевание, исцеление были родными братьями. И служили для того, чтобы вернуть человеку утраченную гармонию — гармонию с самим собой, с другими людьми, с миром, расчистить потемки и закоулки человеческой личности и искупать душу-пленницу в золотых лучах Феба-Аполлона. Это послание древних... Так всё просто! Но как это сделать? Где тот секретный рецепт, что поможет вернуть порядок и гармонию душе и телу? Что нужно сделать, чтобы это произошло с каждым из нас? Какая музыка должна зазвучать рядом с нами? Сегодня наша жизнь наполнена музыкой как никогда раньше. Сотни радиостанций пронзают эфир невероятным количеством стилей и направлений музыки. Каждый год выходят миллионы дисков, один музыкальный фестиваль сменяет другой, интернет-пространство позволяет найти все что угодно. Музыка пришла к нам в дом, а еще каких-то сто лет назад, чтобы услышать музыку, человеку надо было прийти к ней! Но при этом — синдром нашего времени (если хотите, одна из болезней): нам редко хватает терпения, чтобы слушать и слышать друг друга, мы не можем продолжать беседу на одну тему больше пяти минут, нам сложно открываться друг другу, вслушиваться и всматриваться в человека. Он, скорее, будет нас раздражать своим присутствием в этом мире — и так нечем дышать!.. Чтобы выдержать напор рекламных потоков, мы построили себе крепкий бастион и привыкли изучать окружающий мир через его бойницы. И как ни странно, часть этого бастиона — наушники и музыка, которая заглушает шум города, толпы, транспорта, рабочего дня, вообще всего! Музыка помогает нам сохранять собственную «вселенную» в безопасности. А как без этого? В маршрутках, магазинах, на остановках порой звучит то, что совершенно не соответствует нашему музыкальному вкусу, однако приходится терпеть это соседство, как нежеланного попутчика в поезде. Но вот мы добираемся в гости к друзьям, и они потчуют нас новыми музыкальными открытиями — мы снова в безопасности! Мы обсуждаем новые приемы исполнителя, качество записи, оформление диска... Но где же за всем этим музыка? Я не раз замечала, что она становится частью определенного стиля жизни, поводом для общения, декором квартиры, знаком узнавания (принадлежности к той или иной группе). Мы можем горячо любить один музыкальный стиль, абсолютно игнорируя другой. А разве может так быть? Разве можно взять и всю музыку полюбить или не полюбить только потому, что ее кто-то отнес к какому-то направлению или жанру? Это все равно что сказать: «Я не люблю всех менеджеров, но люблю всех художников». Ой, как-то странно выходит... Однажды человек на вопрос «Какую музыку вы любите?» ответил: «Любую спокойную». Это все равно что: «Люблю всех блондинов на земле». Но зато в мире музыки каждый чувствует себя почти профессионалом только потому, что он что-то любит или не любит! Интересно, почему все великие люди были велики? Может быть, потому, что могли позволить себе жить не за своим бастионом, охраняя собственную безопасность, а впустить в свое внутреннее пространство нечто отличное от себя — человека, идею, искусство — и потом либо полюбить и взять с собой в дорогу, либо оставить. Но они могли позволить себе это волшебство ПРИКОСНОВЕНИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ! А можем ли мы отважиться на такое? Однажды на музыкальном занятии, когда зазвучала мелодия Камиля Сен-Санса «Лебедь», я задала вопрос: «Какие чувства возникают у вас?» Молодой человек поспешно ответил: «Я не люблю эту музыку!» — «Я же не спрашиваю, любите вы ее или нет, но какие чувства?..» И тут я поняла, что музыка — это лишь наше зеркало. Что весь мир вокруг нас мы делим на то, что знаем = любим, и на то, что не принимаем и даже не пытаемся услышать и понять. И так же относимся к людям, которые рядом, к народам, странам, национальностям, религиям. Господи, не успев УСЛЫШАТЬ, УЗНАТЬ, — уже отвергаем! Наш мир — мир этикеточного знакомства: если подписано кем-то, ЧТО это, то мы это «что-то» уже любим или не любим по ЭТИКЕТКЕ, по надписи, сделанной кем-то! А где же во всем этом мы? А где же в этом «мы» — Я? Вот мы и вернулись к началу... Есть Я, который себя охраняет и оберегает от ПРИКОСНОВЕНИЙ, от ПЕРЕЖИВАНИЙ, от СО-ПЕРЕЖИВАНИЙ, от БОЛИ и РАДОСТИ, от всего, что делает нашу жизнь неплоской. Иногда он отводит глаза от чьей-то боли... чтобы вдруг не испытать ее самому. И этот Я, чтобы не переживать (случайно), АНАЛИЗИРУЕТ, ОЦЕНИВАЕТ, КЛАССИФИЦИРУЕТ — он действительно много понимает во всем и во многом разбирается! Но именно этот Я несчастен в своем ОДИНОЧЕСТВЕ! ...Был вечер, мы сидели и думали о музыке. Каждый был вместе со всеми и не был одновременно: кто-то что-то параллельно делал, у кого-то крутились в голове еще какие-то мысли... И вдруг мы решили провести эксперимент: а что изменится, если мы послушаем музыку прямо сейчас? Я ринулась к коробочке с дисками, недолго думая, заглянула в И.-С. Баха и достала первый попавшийся диск, это оказалась Месса H-moll. Мы включили запись, и, как потом признались друг другу, в первую минуту каждый подумал, что придется запастись терпением минут на пятнадцать. Бах, подобно океану, начал дышать, очередным вздохом поглощая каждого из нас. Кто-то продолжал бегать и что-то делать, думая, что он все слышит (но не оторвался от земли!). Кто-то отказался следовать за музыкой и остался при своих мыслях. Но те, кто, ничего не ожидая, доверчиво подали руку Маэстро, уже не принадлежали себе — они путешествовали к Нему... Через 14 минут мы признались друг другу, что всё как-то странно изменилось. Не то чтобы ты прозрел, увидел свое предназначение — нет, намного проще. То, что до этого тебе казалось важным — успеть, сделать, куда-то добежать, теперь стало не так важно. Теперь стало очень важно не разрушить, ПРОДОЛЖИТЬ, пожить в этом баховском космическом пространстве, пока мы снова не приземлились на твердую землю, в свою маленькую обитель! Так, может, чтобы услышать, надо всего лишь протянуть руку, ДОВЕРИТЬСЯ, позволить ПРИКОСНУТЬСЯ к СЕБЕ? Звукам, Небу, Природе... а потом уже когда-нибудь и человеку. Доверчиво протянув руку, пойти за мелодией, и тогда она откроет новые пространства, поможет забыть о себе на три минуты... и именно в этот момент ощутить другого СЕБЯ — омытого лучами света. «Обычно мы воспринимаем музыку со стороны, как картинку, висящую на стене. Но подойдите к этой картинке ближе — слушайте музыку, и пусть все остальное временно перестанет для вас существовать. Теперь еще ближе — пресеките невидимый барьер, отделяющий музыку от вас. Войдите в музыку так, как будто это комната. Звуки окажутся перед вами, справа и слева, они будут вокруг, они будут находиться с вами в одном пространстве. Заметьте, звуки, а не музыканты с инструментами; звуки свободны от средств их извлечения, и ваша душа наравне с ними. Важны не сами звуки, а чувства, которые они создают. Так же как когда вы читаете газету или книгу, вы не обращаете внимания на то, что перед вами — буквы, напечатанные краской на бумаге, и эти буквы складываются в слова: нет, вы воспринимаете ТО, ЧТО СКАЗАНО этими словами. Вот именно так не важны и музыканты со своими музыкальными инструментами — важны сочетания звуков, появившиеся на свет с их помощью. Музыка напоминает вам что-то, что вы знали и раньше (назовем это „архитектурой Бытия“), но это как-то забылось — и теперь вы вновь пришли в это место, где вы наравне с музыкой» (БГ «Аэростат»). Я слушаю сейчас «Гольдберг-вариации» Баха в исполнении «сияющего гения» Глена Гульда, я почти цепенею от проникающей способности этой музыки, от тишины, которую рождают эти звуки, и от звучания пауз! Времени не существует! Сам Бах сейчас говорит здесь! «Простейшим путем для гения является сделать себя пустой чашей, свободной от гордости образования и тщеславия знания; стать невинным ребенком, который готов учиться всему, чему бы его ни учили. Перед Богом душа становится ребенком, томящимся и желающим в то же время выразить музыку через себя, стать фонтаном Бога. Из этого фонтана вздымается Божественное вдохновение и приносит красоту всем, кто видит фонтан» (Хазрат Инайят Хан, суфийский мастер и музыкант начала ХХ века). Каждый, кто созидает, строит средствами искусства мосты. Эти мосты могут вести в Небо, в глубины тебя самого (навстречу к тому самому одинокому Я), могут уводить в лабиринты памяти, воскрешая эпизоды жизни, ситуации, могут уводить в замысловатые миры, как увлекательные головоломки и парадоксы, могут направлять в безмятежное скольжение твое настроение, могут увлечь искрометным темпом твое тело. Многое могут. Да, мир музыки велик — это даже не то слово! И среди этого мира, необычайно пестрого, разбросаны ПОСЛАНИЯ — у кого-то к поколению, у кого-то к человечеству, у кого-то к тебе в тот самый момент жизни, когда ты задумался и готов не просто оценить, а услышать и ПОВЕРИТЬ! Парацельс говорил, что ВЕРА — вот, что излечивает человека. «Болезни можно вызывать и лечить верою, и, если бы людям была ведома ее сила, они питали бы больше веры, но меньше предрассудков». Это не слепая вера, но редкий талант души — доверяя, вкладывать в чью-то руку свою и протягивать свою кому-то. Но я и вы можем либо оградить себя и продолжать защищаться от всего и вся, либо найти того и тех, в чью ладонь мы доверчиво вложим свою руку и вслед за кем пойдем. А в этом мире всегда будут те, кто создает, прокладывая тропы для других, и те, кто создает, чтобы на вершине оказаться самому (и чтобы все обязательно его там увидели!). Я не верю тем, кто любит музыку, но не любит людей, не любит неба, звезд, закатов, морей и лесов, зверей и птиц — словом, весь мир. Ведь музыка разлита вокруг нас — всё звучит. Это значит, что эти люди просто не слушали музыку мира, не позволяли прикоснуться к себе или своим сердцем прикоснуться к кому-то! Они пока гости здесь. (А думают, что хозяева!) Давайте слушать, строя мосты между нашими одиночествами, и давайте слушать, чтобы однажды услышать лиру Орфея, исцеляющего светом, и, поверив, со-пережить! А как ее узнать? Через Баха, Моцарта, Вагнера, Грига или Дебюсси? Через джаз, рок, мелодии киномузыки? Через армянский дудук, народную песню бабушки в забытом Богом селе, флейту Анд, грузинское многоголосье или ирландскую волынку? А может, это будет голос человека, который рядом с вами, или тишина восхода, молчание леса или рокот моря?.. Ищите ПОСЛАНИЯ, ищите тропы, мосты, проложенные в разных стилях и жанрах, помогающие подняться к себе лучшему — менее категоричному и более великодушному, чем вчера, более открытому и терпимому, чем позавчера, и открывайте ИСКУССТВО МУЗЫКИ = ИСКУССТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ! И давайте будем благодарны тем, кто эти Послания приносит и оставляет, исцеляя нас светом. Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |