Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

Космический оптимизм Уильяма Голдинга

Дмитрий Зубов

КОСМИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА

Уильям Голдинг

Вокруг книги «Повелитель мух» сложилась парадоксальная ситуация. Роман, первоначально отвергнутый 21 издателем, впоследствии разошелся более чем 20-миллионным тиражом, став культовым среди молодежи по обе стороны Атлантики. Критики твердили об отсутствии у Голдинга литературного мастерства, а его произведение почти сразу оказалось в университетских программах по литературе. Автора обвиняли в излишнем пессимизме и чрезмерной назидательности и при этом признали «Повелителя мух» одним из выдающихся творений английской литературы ХХ века. Даже перед вручением Голдингу в 1983 году Нобелевской премии вышел казус: нарушая традиции нобелевского комитета, один из членов жюри упорно голосовал против кандидатуры английского писателя.

Удивляться возникшим противоречиям не стоит. Виной тому тема романа. «Повелитель мух» — книга о человеке, а вернее сказать, о каждом из нас; это очередная попытка средствами литературы разобраться в тайных стремлениях человеческой души. А что может быть более противоречивым и запутанным, чем мы сами и наши внутренние мотивы?

Понять издателей, отказавших Голдингу в публикации, легко. Ну кто спустя девять лет после окончания войны будет читать мрачную антиутопию, написанную туманным языком притч да к тому же на избитый, лишенный оригинальности сюжет? Что нового может поведать провинциальный филолог о жизни людей на необитаемом острове? Ведь еще мэтр «робинзонады» Даниэль Дефо и его бесчисленные подражатели исчерпали тему! Оказалось, что нет…

Уильям Голдинг

Своего героя Дефо отправил на необитаемый остров на 28 лет, и весь этот срок Робинзон Крузо сохранял облик и поведение благовоспитанного англичанина. Он строил себе жилище, мастерил утварь, приручал диких животных и даже приобщил к христианским ценностям дикаря Пятницу. Сочиняя свой гимн цивилизованному человеку, Дефо словно бы не замечал, что в реальных «робинзонадах» все происходит с точностью наоборот. Так, один из прототипов Робинзона шотландский матрос Александр Селкирк за четыре года островной жизни одичал настолько, что на палубе спасшего его корабля издавал лишь мычание, в котором с трудом угадывалась английская речь. Но пафос «Робинзона Крузо» понятен. Дефо — дитя своего времени, эпохи Просвещения, и ему во что бы то ни стало нужно было донести до соотечественников мысль о ценности достижений цивилизации, ему хотелось доказать, что только знания и опыт многовековой европейской культуры позволяют человеку сохранять необходимое достоинство.

Голдинг тоже дитя времени, но своего… В 1940 году добровольцем оказавшись на флоте, лично участвуя в боевых действиях и пройдя через ужасы самой жестокой и кровопролитной войны, он избавился от всех иллюзий, касающихся человеческой натуры. Может, поэтому отношение к человеку как «самому опасному из всех животных» читается в каждой строчке его первого романа. Его «робинзоны» — школьники из вполне благополучных английских семей, и от того, с какой скоростью они теряют человеческое обличие, превращаясь в дикарей, становится не на шутку страшно.

Поначалу остров показался раем, а жизнь на нем обещала быть веселым приключением. Поначалу «даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело», а «вид пролитой крови непереносим». Пока над детьми «невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни» и от дурных поступков «удерживала за руку цивилизация», среди колонистов даже возникло некое подобие европейской демократии. «Нам нужны правила, и мы должны им подчиняться, — решают подростки на заседании островного парламента. — Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует». Падение начинается с мелочей. Зачем строить шалаши, когда на острове жарко и так хочется искупаться в удобной и чистой лагуне? Зачем искать дрова и поддерживать спасительный костер, если есть занятия поинтереснее, например охота? Зачем выполнять все эти глупые правила, если рядом нет взрослых, а командует вами такой же мальчишка?

Уильям Голдинг

Но как только с человека спадает защитный покров цивилизации, в нем тут же просыпается зверь. Зверь древний, дикий, страшный, как и само его имя — Вельзевул. Властитель ада, олицетворение зла, «Повелитель мух» (так буквально переводится с древнееврейского имя филистимлянского бога Ваал-зебуба) начинает искушать обитателей острова. И вот недавние ученики частных школ, хористы и маменькины сынки, отдавшиеся во власть зверя, уже бессовестно издеваются над маленькими, режут свиней, танцуют дикарские пляски. Они приносят в жертву тех из своих товарищей, кто чуть крепче усвоил нравственные уроки цивилизации и еще хранит в потаенных уголках сознания искру человечности, мешая остальным предаваться разгулу, заставляя их краснеть от стыда. Впрочем, и это препятствие легко преодолимо, стоит лишь нанести боевой раскрас, превращающий человеческое лицо в непроницаемую маску.

У таких книг, как «Повелитель мух», не бывает хорошего конца, а у их авторов всегда будет множество недоброжелателей. Конечно, можно обижаться на Голдинга, усомнившегося в крепости нравственных устоев человечества, или сетовать на его беспросветный пессимизм, но не признавать его правоту — смертельно опасно. «Повелитель мух» — предупреждение человечеству, которое сегодня все больше и больше походит на заигравшихся подростков, готовых превратить райский остров в безжизненную пустыню. Книга Голдинга — отчаянная попытка докричаться до каждого читателя, пробиться сквозь «боевой раскрас» и маску безразличия, чтобы напомнить, сколь хрупко все то, что делает человека человеком, помогает сохранять внутренне достоинство.

В Нобелевской лекции Уильям Голдинг, развеяв миф о собственном пессимизме, призвал собравшихся проявлять больше любви, заботы и человечности. Он сказал, что становится «космическим оптимистом», стоит лишь, отвлекшись от размышлений о мире, которым правит наука, вспомнить о мире духовном.

Дмитрий Зубов



Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
Драгон Мани
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство