СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Через века: Четвертый поход Дон КихотаИрина ХаустоваКто говорит, что умер Дон Кихот?Вы этому, пожалуйста, не верьте; Он не подвластен времени и смерти, Он в новый собирается поход. Юлия Друнина Уже 400 лет Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса, ни на миг не останавливаясь, путешествуют из страны в страну, из перевода в перевод, из толкования в толкование, из книги в книгу, отражаясь то в стихах, то в картинах, то в карнавальном действе. Когда сегодня о появлении сколько-нибудь значительной, а то и не очень книги сразу становится известно, мы не удивляемся: вездесущий Интернет проник даже в забытые богом места. Но как в 1605 году смог почти мгновенно распространиться по всей Европе простой рыцарский роман, каких тогда было множество?! Ведь в том же 1605 году его шесть раз переиздали в Испании, а уже в 1612-м впервые перевели в Англии. Дон Кихот отправился в свой четвертый поход через пространство и время, а спустя три века Белинский заметил: «Великое создание Сервантеса вполне достойно великой славы, с «Дон Кихотом» началась новая эра... новейшего искусства». Современники этого еще не знают. Они с увлечением следят за приключениями Дон Кихота и Санчо и смеются: «Угораздило же этого идальго свихнуться, читая рыцарские романы. Все читают, но с ума не сходят!» Смеются — и способствуют распространению книги, ведь смех не знает границ. Роман читают и перечитывают, переводят (нередко с перевода) на разные языки. Вслед за англичанами свое слово в осмыслении произведения Сервантеса сказали немецкие романтики. В конце XVIII — начале XIX века они буквально перевернули представление о «Дон Кихоте», увидев в нем недосягаемый образец романа, в котором остро поднят вопрос о противоречии между действительностью и мечтой. Романтики восторженно писали о «музыке жизни», звучащей со страниц «Дон Кихота». Если они и смеялись, то это был смех сквозь слезы — они симпатизировали герою за его преданность идее и величие духа, а безумной считали реальность, которой Рыцарь Печального Образа бросил перчатку. Русские писатели-классики открыли еще одну грань романа — его глубокую диалогичность: «Дон Кихот» с каждым говорит о чем-то своем. Все сильнее ощущается многозначность романа, в образах Дон Кихота и Санчо все явственнее проявляется символическое ядро. Для испанцев, которые по-прежнему видели в нем лишь средство от заблуждений ума и сердца, роман о Дон Кихоте открыли писатели «поколения 98-го». Задумываясь о будущем своей страны, потерпевшей поражение в войне с США, Унамуно, Ганивет, Асорин, Ортега-и-Гассет обратились к роману Сервантеса. Размышления о книге переросли в рассуждения о предназначении Испании, ее трудной судьбе, о врожденном достоинстве и чести испанцев. И благодаря писателям «поколения 98-го» «Дон Кихот» превратился в национальный миф. Прошло 400 лет. А мы по-прежнему спорим о Дон Кихоте, по-прежнему нуждаемся в нем — чтобы помог нам выпрямить все кривды жизни, помог найти Рыцаря Безумств в самих себе. Литература: Пророк новой религии: Мигель де Унамуно о Дон Кихоте Этот Герой — сын милосердных своих дел, вдохновляемый бессмертной своей любовью ко всему человечеству и, прежде всего, к тому, кто рядом. Рыцарь, чье слово никогда не расходится с делом, а самое главное, он всегда действует и не боится показаться смешным в своей борьбе за справедливость, в стремлении сделать мир лучше. Он гонит прочь страх, чтобы тот не мешал ему правильно видеть и слышать. И если видит он великанов, то это именно великаны, а никакие не мельницы. На этом Пути любое свое поражение умеет он, благодаря мудрости своего сердца, обратить в победу и никогда не признает себя побежденным. Черпает он энергию и поддержку на этом славном и трудном Пути в вере своей. Вере в себя, в свои силы, в то, что если руководит им стремление двигаться и не стоять на месте, то любой сделанный им шаг приведет к цели. И если вдруг одолевают Рыцаря сомнения, то именно вера помогает их преодолеть. И знает Рыцарь, что наступит миг, когда окажется он одинок, ибо тот, кто любит его ради себя самого и лучше Рыцаря знает, что ему нужно, что должен он делать, — эти бакалавры и священники, цирюльники и экономки, эти вассалы Благоразумия ему не попутчики. Но есть в Рыцаре уверенность, что другие одиночки, совершенно друг с другом незнакомые, не видя друг друга в лицо, не зная один другого по имени, все же идут вместе, оказывая помощь друг другу. Основное достоинство Рыцаря, которое делает возможным все его подвиги, — это доброта. Дух Алонсо Кихано, за достоинства свои прозванного Добрым, питает дух Дон Кихота, и именно в этом коренится его героизм. Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |