СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Маленький БуддаЕвгения МарковскаяВеликобритания, 1993. Режиссер Б. Бертолуччи.В ролях: К. Ривз, И. Руочен, К. Айзек, Б. Фонда, А. Визендангер, Д. Кунсанг.
В огромном американском городе Сиэтле со множеством необычных небоскребов, машин и вечно спешащих куда-то людей живет семья, в которой растет девятилетний мальчик Джесси. В далеком Бутане на границе с Тибетом в уединенном буддийском монастыре идут службы, прославляющие Будду, складываются мандалы, воспитываются юные монахи... В фильме «Маленький Будда» живут, не соприкасаясь друг с другом, два мира — голубовато-стеклянный Запад и бордово-охристый Восток. Но вот приходит таинственная телеграмма, и настоятель монастыря лама Норбу отправляется в Америку с необычной миссией... Задавались ли вы вопросом о перевоплощении души? Верите ли вы в реинкарнацию? В фильме этот вопрос несколько раз задает с мягкой улыбкой буддийский монах американцу-скептикуѕ и нам с вами. Буддисты верят в перевоплощение души, и лама Норбу едет в Америку, чтобы «встретиться» со своим учителем, который, согласно определенным знакам, мог перевоплотиться в американском мальчишке. Так Джесси и его родители начинают по-новому смотреть на жизнь и смерть, в их характере появляется философская созерцательность, а в руках у Джесси оказывается книжка с картинками, рассказывающая о принце Сиддхартхе, или Будде. Мальчик начинает открывать мир Востока через историю о Будде, и почему-то она кажется ему близкой и важной. Легенда о Сиддхартхе-Будде рассказана просто, как сказка. Но, как говорит мудрый лама, «рассказать миф — один из способов передать истину». Основное послание фильма — не бояться смерти. Смерть — это миг разлуки, который приходит к каждому человеку. Никто не подходит к смерти, ни разу не испытав боли. Но встреча с болью, смертью, страданием, старостью может привести человека к осознанию смысла своей жизни. Как это было с Сиддхартхой-Буддой, который искал для всех освобождения от страданий. В 90-х годах в творчестве режиссера Бернардо Бертолуччи, воспитанного в христианской традиции, начался «восточный» период, он обратился к метафизике, созерцательности, к тайнам философии Востока и снял три фильма: «Маленький Будда», «Последний император» и «Под покровом небес», — разительно отличающиеся от его прежних картин. Они стали итогом философского поиска режиссера, свидетельством того, что духовные воззрения Востока очень важны и актуальны на Западе, что их диалог, взаимопонимание и взаимообогащение возможны и нужны. На роль ламы Норбу Бертолуччи пригласил неординарного человека — Ийна Руочена. Он переводил на английский язык древнюю китайскую поэзию, а на китайский — произведения Шекспира. Он также занимал пост вице-министра Китая по культуре и много сделал для того, чтобы способствовать налаживанию мостов между двумя культурами. Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |