СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Режиссер Стивен Спилберг: "Я не мог замолчать эту историю из страха испортить свою репутацию"Галя Галкина
известия: Почему вы решили снимать "Мюнхен"? Стивен Спилберг: Каждые четыре года в какой-то точке мира проходят Олимпийские игры, но почему-то никто не вспоминает о трагедии, которая произошла на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, когда были убиты израильские спортсмены. Представители Международного олимпийского комитета так и не сделали официального заявления о том, что же произошло на самом деле. И эта тишина становилась все громче каждые четыре года. Я решил нарушить ее, чтобы отдать должное невинно погибшим ребятам. известия: Вас удивил сильный град критики, посыпавшийся на вашу голову? Спилберг: Я не мог замолчать эту историю из-за страха испортить свою репутацию. Я уже в таком возрасте, когда приходится рисковать, чтобы как минимум не потерять уважение к самому себе. Я, конечно, ожидал ударов справа. Но я удивился, что удары слева оказались не менее болезненными. Это заставило меня осознать догматическую позицию Ближнего Востока, где самый большой враг не палестинцы и не израильтяне, а бескомпромиссность. известия: Что вам больше всего запомнилось из того, что было сказано-написано о вашем фильме? Спилберг: Мое еврейское окружение обиделось на меня за то, что я дал возможность палестинцам принять участие в диалоге с лидером израильских мстителей. И обвинило меня в моральной уклончивости за то, что "Мюнхен" критикует израильскую политику насилия против насилия. В ответ я могу только сказать, что это самая спорная история, которую я когда-либо рассказывал. известия: Вы меняете свое отношение к фильму, если он получает плохую критику или проваливается в прокате? Спилберг: Никогда. известия: Вы надеялись, что "Мюнхен" изменит к лучшему ситуацию на Ближнем Востоке?
известия: Даже не стоит пробовать? Спилберг: Нет, почему же, надо пробовать. Я не делал этот фильм, чтобы заработать деньги, и я не думаю, что он получился коммерческим. И я, конечно, чувствую, что у кинематографистов достаточно мужества, чтобы поднимать эти проблемы в любой форме - художественной или документальной. Хуже от этого не будет. Будет только лучше. известия: Сколько времени ушло на этот фильм? Спилберг: Вынашивание и рождение "Мюнхена" заняло шесть лет. известия: Вы боялись за свое детище? Спилберг: В тот момент, когда вы придете на съемочную площадку и почувствуете, что больше не боитесь, вы в беде. Я думаю, что все лучшее, что создано кинематографистами, делалось со страхом в душе и чувством абсолютной неуверенности в том, что они делали. известия: Вы, случайно, не нагнетаете страху на актеров, чтобы они лучше играли? Спилберг: Я это давно практикую. Я могу сказать актеру: "Я собираюсь снять этот эпизод не более трех раз". Лет двадцать назад на съемках фильма "Цвет пурпура" я сказал Вупи Голдберг: "В этой камере - миллион людей, и они видят все, что ты делаешь". В результате она получила оскаровскую номинацию за эту роль. известия: Почему вы не рекламировали "Мюнхен"? Спилберг: Зрители гораздо умнее, чем мы о них думаем. И без рекламы в газете они знают, на какой фильм идти в кино, а на какой - нет. Видимо, в воздухе носится что-то такое, что дает им возможность это определять. известия: Некоторые зрители плакали, когда смотрели "Мюнхен". А вы сами часто плачете, когда смотрите фильмы? Спилберг: Впервые я по-настоящему плакал, когда смотрел "Лучшие годы нашей жизни". В том месте, когда Фредрик Марч возвращается домой и его жена, что-то почувствовав, выходит в коридор, который режиссер Уильям Уайлер удлинил на целую милю, и они идут навстречу друг другу, чтобы встретиться посередине... Этот момент захватывает меня каждый раз, как я смотрю этот фильм. известия: У вас был какой-то фильм, который вдохновил вас стать кинематографистом? Спилберг: В детстве я любил снимать фильмы 8-миллиметровой камерой. Но когда я посмотрел "Лоуренс Аравийский", то решил, что это больше не будет моим хобби. Это станет моей профессией. известия: Вам понравился фильм "Горбатая гора" Энга Ли (Он получил награду Американской гильдии режиссеров в тот день. - "Известия")? Спилберг: Моя семья собирается следующим летом съездить на Горбатую гору в Вайоминг: там, наверное, будет хорошо провести недельку-другую (смеется). известия: Какой ваш следующий проект? Спилберг: Я собираюсь купить 250 кинокамер и видеомагнитофонов и разделить их поровну: 125 из них отдать палестинским детям, другие 125 - израильским детям. После этого я попрошу и тех, и других снять фильмы о своем житье-бытье - не игровые, а маленькие документальные фильмы: о том, кто они, во что они верят, кто их родители, в какие школы они ходят, что они едят, какие фильмы смотрят, какие песни слушают. И затем дети обменяются своими фильмами. Я думаю, что они очень удивятся, когда обнаружат, как много у них общего. И я думаю, что их родителя тоже увидят, что у Израиля и Палестины не так-то много различий. Вы знаете, что фильм - это самый распространенный язык. Оригинал статьи находится на сайте "Известия" Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |