СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Тенгиз Абуладзе (31.01.1924 — 6.03.1994)
Он учился на режиссёрском факультете Тбилисского театрального института у Георгия Товстоногова, а затем вместе с другом Резо Чхеидзе написал самому Эйзенштейну, рассказав мастеру о желании служить кинематографу. «Должен вас предупредить: хлеб кинематографиста — тяжёлый хлеб! И труд, пожалуй, самый тяжёлый из всех разновидностей художественного труда», — ответил Эйзенштейн. Друзья не раздумывая оставили родной Тбилиси и уехали в Москву поступать во ВГИК. Окончив его, Абуладзе и Чхеидзе сняли свой первый художественный фильм «Лурджа Магданы». Простая история о бедной вдове, трёх её детях и спасённом от верной смерти ослике получила золотую пальмовую ветвь в Каннах. За 30 лет работы в кино Тенгиз Абуладзе снял семь художественных картин и несколько документальных. Почему так немного? В одном из интервью он объяснил: «У нас в Грузии говорят: „Поётся — и пою“. Вот когда у меня возникает внутренний настрой петь, тогда я начинаю работать над фильмом. Без глубокой, интересной философской мысли не существует впечатляющего произведения искусства». Творческий путь Тенгиза Абуладзе не был простым. После выхода фильма «Чужие дети» его обвинили в подражании неореализму, в намеренном отходе от действительности, а после премьерного показа «Мольбы» зрители разошлись молча, фильму присвоили третью, самую последнюю категорию. Как приговор, звучали слова: «Простой зритель не поймёт». Режиссёр сильно переживал, а потом вдруг узнал, что на фестивале в Сан-Ремо «Мольба» заняла первое место. И хотя сам он в это время жил в долг, премиальные попросил отдать на перевод и популяризацию поэзии Важа Пшавелы, по которой был снят фильм. Успех ещё одной картины — «Древа желания» — стал своего рода наградой режиссёру за долгие мытарства. «Это песнь свежему воздуху, тональность которого колеблется между печалью и радостью, между действительностью и сновидением», — писала итальянская газета «Темпо». «Твоё дело должно приносить радость само по себе, твоя дорога должна быть прекрасна. Вовсе не обязательно легка. Но — прекрасна», — говорил мастер, и наверное, поэтому его фильмы хочется пересматривать вновь и вновь.
Литература Маргарита Кваснецкая. Путь к «Покаянию». Тенгиз Абуладзе. Портрет режиссёра. Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |