СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Первые 7 1/2 минут российского киноЕвгения Марковская
В этом году российскому кинопроизводству исполнилось 100 лет — 15 октября 1908 года состоялась торжественная премьера первой отечественной игровой киноленты. Она называлась «Понизовая вольница» (другие названия — «Стенька Разин» и «Стенька Разин и княжна»). Первая кинодрама отечественного производства занимала 224 метра пленки и длилась ровно семь с половиной минут. Фильм был поставлен безвестным режиссером Владимиром Ромашковым и разыгран полулюбительской труппой Петербургского народного дома. Оригинальный «сценариус» сочинил Василий Гончаров. Для оркестрового сопровождения фильма была заказана специальная музыка. Ее написал известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов. Действие и текст иллюстрируют популярную русскую народную песню «Из-за острова на стрежень» и рассказывают о любви Стеньки Разина к плененной персидской княжне и его ревности. События развиваются примерно так: знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно ее полюбил. Он ведет ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается и устраивает гулянки. Есаулы недовольны атаманом («Нас на бабу променял!»), пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Они сочиняют и передают атаману письмо, будто бы написанное персиянкой ее возлюбленному принцу Гасану. Стенька, поверив подлогу, во хмелю и гневе бросает княжну в волны, на чем действие мгновенно обрывается надписью «Конец».
Картина состоит из шести сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды этой истории. Сцены разделены длинными надписями-интертитрами, подробно поясняющими зрителю, как понимать следующий эпизод. Финал, в котором могучий Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает ее из челна в воду, снята «спецэффектом» — монтажная склейка скрывает момент, когда актрису заменяют манекеном. Лента была целиком снята на острове Разлив под Петербургом. Несмотря на толчею и хаос массовки в кадре, съемки на натуре кинематографически очаровывают даже сегодня: это и озаренная солнцем водная гладь, по которой плывут разбойничьи челны, и далекие низкие берега, и поросший соснами остров, куда причаливает ватага. Первый фильм также преподнес урок экранной выразительности: естественный пейзаж, подлинные вещи, живые лица более органичны в кино, чем бутафория и нарочитая игра актеров. Грубо загримированные, с картонными кинжалами и кубками в руках, статисты отчаянно вращают глазами, позируя перед киноаппаратом. От ряженой толпы мало чем отличаются и центральные фигуры — бородатый атаман-великан и крепкая княжна в шароварах. Вокруг первой картины разгорелся и первый спор об авторских правах. Сценарист Василий Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой «охранять его авторские права во всех синтематографических театрах». Ему отказали: сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения». Также указывалось на то, что развитие синематографических театров идет во вред развитию «настоящих театральных предприятий». Впрочем, подобные сетования были не редкостью в эпоху становления молодого искусства.
Однако при всей примитивности фильм «Понизовая вольница» исключительно важен для истории кино. Он заявил о национальной традиции киноискусства, своими корнями уходящей в фольклор. Неслучайно первым русским киногероем стал Степан Разин — овеянная легендами историческая личность, а в музыкальном оформлении фильма звучит старинная народная песня «Вниз по матушке по Волге». Здесь впервые были применены тогда еще незнакомые экрану приемы изложения сюжета, смены эпизодов и т. д. И главное: именно с 1908 года на кинолентах все чаще начали появляться эмблемы русских, а не иностранных производителей. Два павлина — фирменный знак киноателье Александра Дранкова — вытесняли с экрана вездесущего галльского петуха, эмблему французской кинофирмы «Братья Пате». В том же киноателье в 1908 году был снят фильм «Сцены из боярской жизни». Всего в первый год существования российского кинематографа было создано восемь игровых картин. До 1921 года на частных студиях сняли около 2000 художественных фильмов, 300 из них хранятся в Госфильмофонде, который отметил свое 60-летие также в октябре. Русская советская кинематография делала первые шаги в дни Октября, когда хроникеры запечатлели ряд важных событий в Москве и Петрограде. В период гражданской войны съемки велись на фронте и в тылу. С июня 1918 года стал выпускаться журнал «Кинонеделя», тогда же был налажен выпуск агитфильмов и игровых картин. В 20-х годах в области игрового кино успешно работали такие талантливые мастера, как Лев Кулешов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»), Яков Протазанов («Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена») и другие. Знаменитая фраза Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», выгравированная в камне во многих советских кинотеатрах, полностью звучит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Просветительская роль кино виделась в производственных (съемка процессов организации труда), образовательных (документальные ленты о животных в их естественной среде обитания), научных фильмах. Кроме того, предполагалось пускать в прокат «увеселительные» ленты, к которым предъявлялись разумные требования — «без похабщины и контрреволюции». И, конечно, много пропаганды. 27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. С 80-х годов в этот день отмечается День кино (сначала советского, сейчас российского). Но отечественное кинопроизводство началось гораздо раньше, и мы искренне поздравляем российское кино со 100-летним юбилеем! Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |