СтатьиПослать ссылку другуИскусство > СТРОИТЕЛИ ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВИстоки духовного поиска
Истоки такого духовного поиска, такой деятельной духовной жизни следует искать в монастырях того времени. Именно они в конце I тысячелетия стали настоящими островами мудрости посреди всеобщего невежества, именно они сохраняли жемчужины древнего знания, тысячелетней Традиции. За высокими стенами своих обителей монахи изучали риторику, математику, астрологию, алхимию и другие древние науки, создавали новую модель жизни, свободной от обскурантизма и церковных догматов. Истинный образ монаха той эпохи весьма далек от современных представлений о нем как об «упитанном мистике». Все усилия этих людей были направлены на внутренний поиск, подкрепленный строгостью ежедневного труда. Цистерцианцы и монахи аббатства в Клюни — наиболее известные создатели образцовых правил жизни братства. Благодаря соединению идеала Монаха с идеалом Ремесленника родился Строитель — человек, проходящий путь от ученика до мастера. Школы строителей кафедральных соборов, сначала в Шартре, затем в Париже и, наконец, по всей Европе, открыли миру огромную пропасть, лежавшую между гильдиями ремесленников и братствами мастеров. Инструмент в руках Бога
Искусство священно по своей природе, так как его задача — воспроизводить на земле божественные модели. Каждый предмет, созданный рукой человека, становится частью и продолжением Творения. Но, согласно старой притче, есть те, кто своим трудом просто зарабатывает себе хлеб, слепо обтесывает камень, а есть те, кто строит Собор. Добродетели мастера и понимание того, ради чего он трудится, осознание высшей цели его работы придавали предмету труда и каждому действию священный характер. Материя формирует человека так же, как человек формирует материю, когда работает с ней. Какие бы средства ни использовались для создания произведения, дух, скрытый в материи, открывается и передается ученику, только если он одержал победу над своей собственной природой. Такое соединение внешних усилий и внутреннего поиска позволяет превращать любой повседневный труд в ритуал. Для строителей кафедральных соборов работа становилась священнодействием, а удары молотков о камни походили на биение огромного сердца и символизировали Дух, опускающийся и воплощающийся в соборе. Мастера и ученики совместно участвовали в ритуале Сотворения мира. БратствоОбособленное от светской и политической жизни, открытое всем, кто принимал его правила и уставы, братство объединяло людей, влюбленных в общий идеал. Любой человек, желавший стать членом братства, подвергался суровому испытанию: он должен был выполнять самую грязную и тяжелую работу, а старшие ученики при этом постоянно осыпали его обидными насмешками. Так проверялись его воля, терпение, стойкость и подлинность намерений. Став учеником, человек должен был постигать основы ремесла, изучать геометрию, астрономию, музыку и свято соблюдать законы братства.
Во главе братства строителей стоял Мастер. Его уважали не за личностные качества, а за добродетели души, профессиональный опыт и исключительно важную роль, которую он играл в братстве. Его главной обязанностью, помимо общей организации работы и утверждения планов, была забота о духовном развитии всех его учеников. Дисциплина была суровой. Того, кто нарушал ее, наказывали со всей строгостью. За серьезную провинность — к примеру, за обнародование обрядов или раскрытие тайн ремесла — человека навсегда изгоняли из братства.
В золотые времена строительства готических соборов религиозные и светские власти способствовали деятельности братств, монашеских и рыцарских орденов, но спустя некоторое время многое стало мешать этому божественному творческому порыву. Развитие торговли, забота о выгоде, производительности труда потихоньку сказались и на ремеслах. Это бедствие, очевидно, не коснулось самих братств, но затронуло их заказчиков, поставивших деньги и власть выше Бога. Беглого взгляда на современную архитектуру достаточно, чтобы убедиться, что Мастеров в наше время почти не осталось. Время отделило листья и ствол от корней Дерева Знания, и жемчужины древней Мудрости стали сегодня предметом бесчисленных интеллектуальных спекуляций, редко связанных со стремлением к подлинной внутренней трансформации. Но кто знает, может быть, Строители когда-нибудь вернутся и благодаря новому духовному порыву засияют в наших городах шпили новых готических соборов. Дидье Карри Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |