Наша жизнь всё чаще и чаще напоминает мне Олимпийские игры. Крутиться приходится всё быстрее, цены в магазинах всё выше, а усталость и разочарование от такой жизни всё сильнее. В общем, как в олимпийском девизе.
Будни наши давно уже похожи на трассу биатлона: встал однажды на кем-то проложенную лыжню и бегаешь по кругу. Иногда отстреливаешься. Не попал — изволь штрафные круги отрабатывать. А если нет больше сил, то выручает допинг — наше национальное спасение. Да и как в России без допинга?
Праздники, те и подавно — вылитые шоу открытия и закрытия игр: всё ярко, шумно, дорого. Флаги, речи, обещания. Участники соревнований, то есть граждане, клянутся быть послушными и работящими, а судьи (власти) — неподкупными и справедливыми. Те и другие делают вид, что верят друг другу. Так и живём от забега до забега, от выборов до выборов, от зарплаты до зарплаты…
А если серьёзно, жаль, что ещё один олимпийский девиз, бароном де Кубертеном завещанный, стали почему-то забывать. Я имею в виду фразу: «Главное не победа, а участие». Если и цитируют её, то в шутливо-ироническом смысле, как формулу утешения для заведомого аутсайдера.
А зря, фраза-то хорошая. И древние греки, которые Олимпийские игры придумали, к ней хорошо бы отнеслись. Правда, поняли бы её не так, как принято сегодня. Скромнее они что ли были или мудрее? У них в состязаниях побеждал не тот, кто настырнее и предприимчивее, и даже не тот, кто сильнее и шустрее, а тот, кому боги благоволили. Поэтому и участвовать было важно, чтобы боги могли свою волю высказать и победу достойному присудить. А если всё время в сторонке отсиживаться, на судьбу сетовать и о победах лишь мечтать, то даже боги окажутся бессильны.
Это как у Чехова в пьесе — сестры то и дело грезят: «В Москву! В Москву!», а сделать что-нибудь, чтобы жизнь свою изменить, у них не получается. Вроде бы и цель есть, но какая-то она чужая, бессмысленная, безысходная, как и само их существование.
И чтобы такой участи избежать, пора, дорогой читатель, на старт выходить, но не марафонской гонки за призрачными благами и комфортом (там уже столько народа бежит — затопчут), а чтобы свой собственный путь в жизни отыскать, чтобы понять, наконец: зачем я здесь? Но не теоретически на этот вопрос ответить, а конкретной жизнью. Подобно тому как кавалергарды, чтобы из придворной рати настоящей гвардией стать, уроки жизни и смерти проходили в настоящих сражениях.
Так что давайте, друзья, олимпийские принципы в жизнь возвращать, но по-другому. Пусть быстрее откликается ваше сердце на чужую беду, пусть выше будут стремления и сильнее узы дружбы. А победы придут — боги непременно оценят ваши усилия!
Но почему, почему красивые, добрые люди так несчастны? Почему их жизнь, которая могла быть нужной и полезной многим, оказывается бездарно и бессмысленно выброшенной? Почему их самые лучшие мечты и надежды звучат с такой безнадёжностью? Почему они гибнут так глупо и бестолково? Тузенбах в «Трёх сёстрах», Треплев, да и Нина Заречная в «Чайке»… Из-за них Чехова называли пессимистом и очернителем жизни. Но может, именно такие жестокие и страшные вещи нужны, чтобы привести нас в чувство, заставить задуматься о своей собственной судьбе? Полный текст >>
Мелихово. Усадьба радости
До Мелихова у Чехова не было своего дома. В Москве его семья: отец, мать, сестра — скитались по съёмным квартирам. И он мечтал, чтобы у близких ему людей был свой угол, желательно не в городе. Антон Павлович всегда стремился пожить на природе. «Эта жизнь в четырёх стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита — это не жизнь», — писал он, уставший от столичной суеты. В деревню гнали Чехова и усиливавшееся нездоровье, и желание вести усадебную жизнь. Эта мечта хорошо видна и в его пьесах: «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишнёвый сад». «Коли деды и прадеды жили в деревне, то внукам безнаказанно нельзя жить в городе», — писал он. Полный текст >>
Владимир Гиляровский
«Ты — курьерский поезд», — сказал однажды Антон Павлович Чехов Владимиру Гиляровскому, тонко подметив оперативность, необыкновенно высокий ритм жизни и главное — вездесущность в то время уже известного всей Москве репортёра. Да и сам Гиляровский в воспоминаниях подтвердил мысль Чехова: «И так проходила в этих непрерывных метаниях вся жизнь — без остановки на одном месте. Все свои, все друзья, хотя я не принадлежал ни к одной компании, ни к одной партии». Полный текст >>
Зачем я здесь?
Кризис… Какие только словечки не летели в его адрес, а между тем он оказал нам услугу. Только на первый взгляд кажется, что кризис наказал и отнял работу. Это не так. Он не отнял работу — он высвободил время. Время, чтобы подумать. И спросить себя о самом главном. Зачем я здесь? Полный текст >>
Британский музей. Диалог культур
Мраморные фризы афинского Парфенона, легендарный Розеттский камень, стелы ассирийских царей — всё это визитные карточки Британского музея, звезды первой величины на музейном небосклоне Европы. Он начинался с частной коллекции лондонского врача и за два с половиной века стал одним из самых знаменитых в Европе. Полный текст >>
Кавалергарды
«Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов. Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою честь и славу снискал он на полях сражения, а многие офицеры-кавалергарды послужили России и на мирном поприще. Полный текст >>
Решать проблемы самим
Он скромный, очень обаятельный, невероятно энергичный и с головой погружён в любимое дело: в работу Молодёжного парламента, студенческих трудовых отрядов, разные проекты и тренинги для молодёжи. Вместо того чтобы стать экономистом или юристом, Андрей Туманов выбрал путь социального служения. И вот почему. Полный текст >>
"Калмыкия - моя ответственность"
Наш собеседник — Шаджин-лама (глава буддийской церкви Калмыкии) Тэло Тулку Ринпоче. Он вступил в эту должность в 1991 году, когда ему было 20 лет. А до этого с шести лет обучался в тибетском монастыре, где был признан реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, которого почитают как основоположника линии Кагью тибетского буддизма. И поэтому его имя всегда окружено либо официальным, либо мистическим ореолом. Когда мы отправлялись на встречу, то ожидали увидеть или официальное лицо, или живую легенду. А встретились с человеком. Полный текст >>
Рага. Живая традиция
Сцена украшена цветами, горят огни лампад, доносится запах благовоний. В середине сцены на ковре сидит мастер. На нём белые одежды, в его руках многострунный ситар, устремлённый длинным грифом ввысь и напоминающий вину, на которой, по легенде, играли сами боги. Перед музыкантом — портреты любимых учителей. Рядом, тоже с ситаром, сидит обращённая к мастеру лицом ближайшая ученица, готовая последовать за ним в мелодическое путешествие. По краям сцены ещё два ученика с таблами, старинными индийскими барабанами. Полный текст >>
Что почитать?
Завтра в дорогу. Короткие сборы, вокзал, а затем — почти сутки трястись в поезде. В общем, тоска зелёная, и вся надежда лишь на спасительное чтение. «Что же почитать?» — с таким вопросом захожу в ближайший книжный. Быстро пробегаю взглядом по корешкам и… ничего. Такое ощущение, что все хорошие книги давно уже читаны-перечитаны, надёжная проверенная классика не сулит новых открытий, а от обилия современных имён и названий рябит в глазах. Можно, конечно, рискнуть и купить что-то совсем незнакомое, но рисковать как раз и не хочется: если книга окажется «не моя», то путешествие будет безнадёжно испорчено. Что же делать? Полный текст >>
Толерантность
Мир, в котором мы живем, очень изменился за последние сто лет. Он стал больше, но расстояния между нами сделались короче. И мы, люди совершенно разных культур, ещё недавно обитавшие будто в разных измерениях, неожиданно очутились рядом: в одном мире, в одном городе, в одном доме. Полный текст >>
Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru