Знаменитую фразу Шекспира «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры» давно уже пора привести в соответствие с современностью: «Весь мир — кино, а люди…» Впрочем, человеку сегодня актером быть не обязательно, в кино специальностей много — выбирай для своей жизни любую, какая понравится. Вот и выбирают... Одни усиленно гримируются — все время хотят на кого-нибудь похожими быть, лишь бы не на себя. Другие предпочитают оставаться вечными ассистентами (им уже даже не важно кого). Политики и экономисты — прирожденные мастера по спецэффектам: порой такой эффект сотворят, что волосы дыбом. А каскадерами нам всем понемножку быть приходится: непросто сегодня выжить без этой специальности.
Герои этого номера журнала при ближайшем рассмотрении тоже оказались людьми не чуждыми кино. Художники, например, прекрасные осветители. Что Эль Греко в Испании XVI века, что Арам Акопян в России XXI: оба мир наш светлее и чище сделали, картинами своими души людские осветили. Но для этого прежде в собственной душе свет нашли. Нельзя художнику без внутреннего света, никак нельзя.
Академик Сергей Павлович Курдюмов своей судьбой больше всего на кинооператора похож. Но не на простого исполнителя воли режиссера, а на того, кто заставляет зрителя по-новому на мир взглянуть — сверху, с высоты птичьего полета. Только при таком взгляде жизнь на отдельные кадры не рассыпается, а во всем своем единстве предстает, с перспективами, видением будущего и открытым финалом.
Мифология так вообще родная сестра кинематографа. И роднят их не только общие или, правильнее сказать, вечные сценарии, а то чудо, которое они в нас рождают, волшебство в сознании. Ведь древний человек, много не мудрствуя, все в мифе находил: ответы на жизненные вопросы, критерии добра и зла, да и просто поддержку в трудный час. А мы разве не за этим в кино идем?
Возвращаясь к началу разговора, хочется пожелать вам, дорогой читатель, не ошибиться в выборе своей специальности. В кинематографии нашей жизни по большому счету нет хороших или плохих профессий, правильных или неправильных. Мы сами пишем сценарий своей судьбы, сами создаем декорации и сами себе становимся режиссерами. Главное — делать все это с душой и по-настоящему. Только одной роли стоит избегать — статиста в массовке. Это в кино без массовки никуда, а в реальной жизни затеряться в толпе — вещь для человека пустая и недостойная.
Знаете ли вы людей, которые не любят кино? Лично мы с такими не знакомы, поэтому хотим начать с заявления: «Кино любят все». И пригласить вас вместе с нами по размышлять о его важной роли. Почему человек любит кино? Зачем смотрит фильмы? «Забросив невод» в Интернет, мы убедились, что эти вопросы волнуют не только нас. А вот ответы… ответы за ставили о многом задуматься. Полный текст >>
Творческая лаборатория кино
Вечер 28 декабря 1895 года. Немно го численная аудитория разместилась в затемненном зале парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Потрескивает какой-то аппарат, на экране возникает череда фотографических изображений… С этого вроде бы ничем не примечательного события началась история кинематографа. Хотя это не совсем так. Идея каким-то образом запечатлевать и воспроизводить «движущиеся картины» уже витала в воздухе. Полный текст >>
Десятая муза
Во время весеннего равноденствия, когда зацветали нарциссы у Кастальского источника и лиры храмов звучали сами собой, великая жрица в одеждах музы, увенчанная лаврами, с церемониальной повязкой на челе, начинала петь посвященным гимны… Красиво, правда? Так было принято почитать Аполлона и его прекрасную свиту из девяти муз — покровительниц искусств и наук. На всей земле наступали мир и спокойствие. Вот она, волшебная сила искусства!.. Полный текст >>
Счастливый бродяжка Чарли
16 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Чарль за Спенсера Чаплина, «короля смеха», «гения киноэкрана», создателя одного из самых знаменитых образов мирового кино — бродяжки Чарли. Полный текст >>
Портрет кавалера с рукой на груди
О жизни критянина Доменико Теотокопули, художника, покорившего испанский Толедо под именем Эль Греко, то есть Грек, почти не осталось свидетельств. «Сумасбродства» его характера и странная жи вописная манера поражали многих и заставляли браться за перо — но сохранилось лишь несколько писем. Полный текст >>
Се человек! Сергею Павловичу Курдюмову посвящается
С ним хотелось говорить о Вечном. Сергей Павлович понимал с полуслова, даже если речь шла о таких далеких вещах, как буддийская логика непротиворечивости или модель инь-ян, столь непр вычная для ума, привыкшего противопоставлять одно другому. Полный текст >>
Сицилия
Со времен Одиссея множество страшноватых легенд окружает этот остров. В воображении возникают то одноглазые циклопы, то чудовища Сцилла и Харибда, то пираты и разбойники, скрывающиеся в горах, то мафия… Но все эти истории развеиваются, словно дым, как только ступишь на эту землю апельсиновых рощ и цветов и вдохнешь ее ароматы. Полный текст >>
Волшебство в сознании
Отличается ли мышление современного человека от мышления викинга или древнего грека? Или есть образцы, по которым строится поведение и эллинского оратора, и дворника из соседнего подъезда, и кандидата наук? История изучения мифов и мифологии отвечает: есть. Мифы — это не наивные ответы на якобы наивные вопросы первобытного человека о себе и природе. Это тип магического мышления, которое живет в наших головах по сей день. Полный текст >>
Гармония души и цвета
Однажды я бродила по московскому вернисажу. Перед глазами мелькали картины — талантливые и посредственные, скромные и крикливые. Но ничто не трогало. И вдруг из-за туч будто выглянуло солнце. С небольших полотен, растворенная в красках, на меня неожиданно полилась радость. Знойные полуденные дворики, лазурное море, лениво разлегшиеся собаки и задумчивые ослики — все это дышало таким светом и покоем, что показалось, будто вне расписания настало лето. Так мы познакомились с художником Арамом Акопяном. Полный текст >>
Дарить радость музыкой
Каждый месяц в тверском Путевом дворце проходят необычные концерты-путешествия — слушатели погружаются в эпоху, знакомятся с судьбами композиторов, и музыка для них звучит уже совсем по-другому. В этих странствиях их сопровождает педагог Тверского музыкального училища, руководитель камерного ансамбля «Классика» Тамара Петровна Юдина. Сегодня она гость нашего журнала. Полный текст >>
Сказка о любви
«Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей) — между двух заливов спокойного моря — вырос дом. В нем, как два героя какой-нибудь норвежской сказки, как два лесных гнома, жили Эдвард и Нина Григи. Оба невысокого роста, белокурые и голубоглазые, жизнерадостные и веселые. Оба любили родные края и готовы были без конца бродить в горах, окружавших их приют; оба были музыкантами — певцами Норвегии». Полный текст >>
"Флорентийский дневник"
Эта удивительная книга начинается строками: «Довольно ли я уже спокоен и зрел, чтобы начать этот дневник, который хочу вложить в Твои руки, — этого я не знаю. Но чувствую, моя радость останется далекой и тусклой, пока — хотя бы в виде кое-каких излившихся из сердца и откровенных записей в книжке, которая посвящена Тебе, —- не станет Твоим достоянием». Райнер Мария Рильке писал ее для одного-единственного человека — Луизы Андреас-Саломе. Любовь к этой необыкновенной женщине он пронес через всю свою жизнь. Самые сокровенные свои переживания он всегда поверял именно ей, своей Лу. Полный текст >>
Карма
Не приходилось ли вам опаздывать, скажем, на поезд? Помните, как это бывает? Последние 10 минут еще есть надежда на чудо, вы совершаете спринтерский забег, еще чуть-чуть и… он все-таки отправился вовремя! А вы проклинаете судьбу за разрушенные планы, настроение испорчено, как минимум, на день, в сердцах вы ссоритесь с любимым человеком и потом еще долго переживаете. Ничего подобного не стал бы делать тот, кто знает о законе кармы. Полный текст >>
Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru