«Двойной язык» — последний и, возможно, лучший роман британского писателя Уильяма Голдинга. Среди множества глубоких идей, рассыпанных в этой, к сожалению, неоконченной книге, есть одна, которая особенно согревает мое редакторское сердце.
Герой произведения, жрец храма Аполлона по имени Ионид, размышляя о былом величии дельфийского оракула, сетует на то, что люди больше не задают пророчицам-пифиям возвышенных вопросов. Людей больше не волнует воля богов, поэтому и ответы оракула стали так же никчемны, как и их вопросы…Так ли это? А может, все с точностью наоборот, и люди перестали задавать высокие вопросы потому, что им неоткуда черпать ответы, облеченные «в гекзаметры, в поэзию, в возвышенную речь»? Ответ остается за читателем…
Мне же кажется, второе ближе к истине, особенно сейчас, да и роман-притча Голдинга адресован отнюдь не древним грекам, а нам с вами. Действительно, откуда взяться «высоким вопросам», если сегодня, в эру информации, самые совершенные ее средства с упорством, достойным лучшего применения, тиражируют на весь мир человеческие слабости и пороки? Современные «жрецы» информации соревнуются друг с другом в скандальности, испорченности и жестокости, делая вид, что ничего иного, кроме насилия, секса, фанатизма, в мире не существует.
Это — дань моде, моде, превратившей информацию в оружие разрушительной силы. И чтобы не попасть под губительное влияние этого мощного оружия, ему нужно время от времени хоть что-то противопоставлять... Потому в этом номере журнала мы и решили рассказать вам, дорогой читатель, о Магии танца — о том, как простейшие движения и незамысловатые па превращаются в подлинное искусство. Мы хотим поговорить с вами о той науке, которая за многообразием явлений и законов умеет видеть Единство мира. Мы предлагаем вместе отметить юбилей княгини Тенишевой — хрупкой и самоотверженной дамы, которая в начале ХХ века всеми силами стремилась вытащить русских мужиков из грязи и мрака невежества, одновременно возрождая русское искусство. И еще о многом другом…
В общем, мы хотим, чтобы со страниц нашего журнала вновь зазвучали для вас «возвышенные ответы», и мечтаем о том, чтобы в вашей душе, читатель, они рождали «высокие вопросы».
Танец сопровождал человека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцевали короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Танцы рождались в академиях, во дворцах, в трущобах. Мы танцуем в танцзалах, на дискотеках, на улицах, дома, танцуем в компании и поодиночке… Откуда в нас живет потребность к движению? Что мы ищем в танце? Почему связываем его с чем-то радостным и счастливым, с эмоциональным подъемом, с праздником? Полный текст >>
Что такое бал?
С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал — время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! И родился он немного раньше сказки о Золушке: танцы, являвшиеся частью разнообразных праздников и увеселений, не сразу стали самостоятельным мероприятием. Полный текст >>
Эра информации
Если мы скажем, что живем в эру информации, это будет отчасти верно. Отчасти потому, что «эра информации» расцветает одновременно с другими, которые продолжают оставаться на вершине популярности. И отчасти потому, что невозможно ни установить все детали ее рождения, ни точно охарактеризовать ее. Любопытно, что наш мир, столь любящий точные науки и точные определения, вынужден мириться с подобной двусмысленностью, маскируя ее под определенность. Полный текст >>
"Я люблю свой народ". К 150-летию М. К. Тенишевой
«Русскими Афинами» назовут современники Талашкино, имение князей Тенишевых под Смоленском, а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей. Полный текст >>
Чудо Грааля
Среди многочисленных изображений Грааля есть одно необычное — картина «Чудо Грааля». Ее по заказу Людвига Баварского создал Вильгельм Хаусчайлд для центрального Зала певцов в сказочном замке Нойшванштайн. Необычна и редка она тем, что на ней изображено не только видение Грааля Лоэнгрину, но и голубь, опускающий загадочное Нечто в Чашу, являя тем самым чудо Грааля. Что же это за чудо? Полный текст >>
Боккерини и его команда
«Такого явления еще не знал наш музыкальный мир… То, что эти четверо молодых парней извлекают из своих струн, просто фантастика!... Не знаю, чему больше удивляться, дивному ли исполнению виртуозов, или новой изысканной фактуре оригинальных произведений автора… При этом столько благородной простоты, никакой искусственности и подражательства» — такую запись можно прочитать в музыкальных хрониках 60-х годов… XVIII века. Полный текст >>
Домреми. Страна детства Жанны Д'Арк
Маленькая деревушка на окраине дубового леса. Три улочки. Население — 150 человек. На машине можно проехать мимо меньше чем за полминуты, едва успев рассмотреть. А можно остановиться и позволить себе сделать несколько открытий. Одно, как минимум: что деревушка эта на самом деле знаменитая. Ее название — Домреми — можно встретить во всех учебниках по истории Средних веков. Потому что здесь родилась Жанна д’Арк. Та самая Жанна, простая крестьянская девушка, которая спасла Францию и оставила истории пример великого подвига. И великого чуда. Полный текст >>
Сампо
Далеко на севере, там, где смыкаются земля и небо, лежит холодная «страна дна» — Похьела, иной мир. Для ее владычицы, старухи-колдуньи Лоухи, кузнец Ильмаринен из Калевалы, «родины героев», выковал волшебную мельницу Сампо. Выковал за то, что Лоухи отдала ему в жены свою дочь и отпустила домой его друга, мудрого Вяйнемейнена. Так рассказывают руны (народные песни) карело-финского эпоса «Калевала». Борьба за Сампо — один из его центральных сюжетов. Полный текст >>
Единство мер - единство мира
Секунда, метр, килограмм… Мы так привыкли к этим единицам системы СИ, что кажется странным вопрос, как можно измерять по-другому. Впрочем, еще есть пуды, аршины, сажени, но кто ими пользуется? Или в далекой Англии есть футы и фунты — так это, скажете вы, пережитки прошлого. Как и баррели, которые сейчас ассоциируются только с нефтью. Удобно, когда система мер единая: все цифры и расчеты сразу всем понятны. Но почему именно килограмм, метр и секунда? Полный текст >>
Вполне прекрасный человек
Сто сорок лет прошло с тех пор, как в течение 1868 года читатели с нетерпением ждали выхода каждого нового номера журнала «Русский вестник», в котором печатался глава за главой новый роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Полный текст >>
Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru