Когда родной город Бианта был осажден войсками царя Кира, жители стали убегать, захватывая самое ценное свое имущество. Один лишь Биант шел налегке. На вопрос удивленных горожан, почему он ушел без всего, Биант ответил: «Все свое я ношу с собой». Один из семи великих мудрецов древности носил с собой действительно ценные вещи. Когда по дороге соплеменники растеряли свое добро, Биант кормил их на те дары, что получал от всех встречных людей, ведя с ними философские беседы.
Увы, не все и не всегда отправляются путь, беря с собой лишь мудрость. Ничего не поделаешь: каждый сам в праве решать, что ценно для него, а что нет. Одни отправляются в Италию, чтобы склониться перед величием Рима и разгадать иероглифы вечного города, другие — чтобы утвердиться в своем величии, начертав на римских памятниках собственные «иероглифы». Кто-то выворачивает наизнанку душу, тратит уйму сил и времени, чтобы снимать кино «без липы», другие же, не сильно напрягаясь, заполоняют телевизионные и киноэкраны «жареными фактами». Этих последних и винить-то не в чем — воспитали их такими, семья и школа, как говорится, виноваты. Или, как писал блистательный Козьма Прутков — плод литературного воображения Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых: «Многие люди подобны колбасам: чем их начиняют, то и носят в себе». А чем их только не начиняют!..
Кстати, «без липы» — это по-русски, а в Европе сказали бы: «Без воска» — так в романских языках буквально переводится слово «искренность». Говорят, слово это от мастеров Возрождения пришло: они воском мелкие дефекты в мраморе заделывали. То есть поступать искренне, «без воска» — значит жить, не скрывая своих изъянов от других, или, правильнее сказать, жить так, чтобы скрывать было нечего. Как, например, Винсент Ван Гог жил, и как картины писал — без прикрас. Впрочем, искренность не только художникам нужна, ведь без нее искусством быть собой никогда не овладеешь.
В общем, уважаемый Читатель, почаще проверяй, что несешь с собой и зачем. Ибо, как один суфийский мудрец всем отправляющимся в путь советовал, лучше класть «в свой мешок только то, что достойно быть врученным праведному Владыке».
Однажды мы отмечали день рождения одного нашего близкого друга. Кто-то в шутку произнес имениннику тост, который я помню до сих пор, потому что он в очередной раз заставил меня задуматься о том, что на самом деле является ценным в человеке. «Красивым тебя не назовешь, умным ты не всегда бываешь, но ты — особенный. Ты уникален, неповторим, ты один такой в целом свете, других таких я не знаю». Как красиво, в точку и как просто! Полный текст >>
НУЖНА ЛИ НАМ КЛАССНАЯ ДАМА?
«Она вошла в класс, и все встали, установилась тишина. Не та мертвая тишина, которая рождается из страха, а тишина из уважения. Мы обожали ее, нашу «классную». Она была доброй и справедливой, вернее, что она такая, поняли мы много лет спустя, окончив школу, а тогда, в пятом классе, мы были просто очарованы ей. Полный текст >>
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ НАД РОНОЙ
«Мне хотелось бы писать мужчин и женщин, вкладывая в них что-то от вечности…» А что может быть лучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо? Маленькие фигурки мужчины и женщины в углу картины незаметны и теряются в расплывающейся перспективе ночного города. Над ними — семь звезд Большой Медведицы, семь маленьких солнышек, оттеняющих своим сиянием глубину небесного свода. Полный текст >>
ВО ИМЯ КРАСОТЫ. К 190-летию Алексея Константиновича Толстого
Алексей Константинович немного меркнет в ауре своих блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников — Льва Николаевича и Алексея Николаевича. В нем вообще мало блеска, скорее неяркий, но ровный свет. Всегда — «рядом» с великими. Ребенком он сидел на коленях у самого Гёте, в его детский альбом рисовал сам Брюллов, ранние поэтические опыты одобрил сам Жуковский, а по слухам — даже Пушкин. Был другом детства будущего императора Александра II. Членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности был избран в один день со Львом Николаевичем… И так всю жизнь. Полный текст >>
РИМ. ИЕРОГЛИФЫ ВЕЧНОГО ГОРОДА
Трудно назвать какой-то другой город в мире, который бы, как Рим, вызывал у русских такое теплое чувство любви и сопричастности. Не как пришлец на римский форум Я приходил — в страну могил, Но как в знакомый мир, с которым Одной душой когда-то жил. Полный текст >>
КИНО "БЕЗ ЛИПЫ"
Неигровое — так называют это кино. Более привычное для нас определение «документальное» указывает лишь на подлинность фактов, событий. Но факт сам по себе — не трогает. Трогает и заставляет сопереживать — человеческая искренность и правда. О кино «без липы» рассказывает гость нашего журнала Народный артист России, кинорежиссер, лауреат Государственной премии СССР, профессор ВГИКа Виктор Петрович Лисакович. Полный текст >>
ЭТА СТРАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Философские уроки естествознания
Форма наших представлений о мире постоянно изменяется. Умозрительным античным моделям Вселенной пришла на смену средневековая идея о мире как неизменном божественном творении. Возрождение расширило границы мира, сделав человека песчинкой мироздания и одновременно великим, способным охватить разумом всю Вселенную. В Новое время родился метод познания Природы, который до сих пор лежит в основе современной науки. Полный текст >>
МУЗЫКА В КИНО
Судьба музыки, написанной для кино, бывает очень разной. Иногда песня или мелодия начинает жить своей жизнью сразу после премьеры фильма, и зачастую мы даже не помним, что она когда-то в нем звучала. Например, песню «Надежда, мой компас земной» мы поем до сих пор, но не сразу вспомним старый черно-белый фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым, из которого она пришла. А бывает, мы совсем не слышим музыку — так увлекаемся происходящим на экране. Но не слышим ли? Полный текст >>
НЕ ЧИТАТЬ ПРОСТО ТАК Магия книги
Один мудрец однажды заметил: «Читать нужно много, но не многое». А часто ли мы, беря в руки очередную книгу, задумываемся над тем, что и зачем читаем? Писатель, просветитель и библиограф Николай Александрович Рубакин утверждал, что чтение неразрывно связано с самообразованием. А под самообразованием он понимал не столько усвоение новых знаний, сколько развитие лучших качеств души человека, обогащение его внутреннего мира. Полный текст >>
Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru