Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 21.07.2006

Что станет с Тибетом без Далай-ламы?

Далай-Лама - Лама Великий как Океан
Далай-Лама - Лама Великий как Океан
Тибетские беженцы чувствуют, что время уходит. По мере того, как Далай-лама становится все старше и старше, тают надежды на возвращение в свободный Тибет, и все явственнее встает мрачная картина времени, когда тибетцы останутся без своего защитника, который отстаивает их дело на международной политической арене и служит залогом их единства.

Со времени своего бегства в Индию после неудачного восстания против китайских захватчиков в 1959, тибетский духовный лидер стал воплощением борьбы гималайского народа за право на самоопределение.

6 июля этого года Далай-ламе исполнился 71 год. Несмотря на то, что в целом он находится в добром здравии, врачи настояли, чтобы он отменил запланированные на этот месяц поездки в связи с опасностью переутомления.

Помимо долголетия Далай-ламы тибетских изгнанников беспокоит и другой вопрос. Будет ли Тибет, в который они вернутся, достигнув своей цели, прежним Тибетом, который они знали когда-то?

В этом месяце Китай завершил наконец-то свой многолетний амбициозный проект и открыл железнодорожное сообщение между Тибетом и Пекином. Одновременно возросла опасность того, что тибетскую культуру просто смоет хлынувшим в страну потоком переселенцев из Китая.

Также не ясно, что станет после смерти тибетского духовного лидера с философией ненасилия, за последовательную проповедь которой Далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира в 1989. Попытаются ли тибетцы добиться независимости с оружием в руках, хотя, по мнению многих, такая попытка будет обречена на провал?

Сегодня авторитет Далай-ламы непререкаем как среди изгнанников, так и в самом Тибете, где учения и даже портреты Далай-ламы под строжайшим запретом. Почти ежедневно после опаснейшего путешествия через Гималаи новые тибетские беженцы прибывают в Дхарамсалу, где находится правительство в изгнании. Тензин и двое его друзей 41 день шли через Гималаи и Непал, чтобы попасть в Дхарамсалу поближе к Далай-ламе. Он говорит: «Мне очень не хватает моей семьи и земли Тибета, но Его Святейшество в Индии». Тензин не назвал своего полного имени, опасаясь, что его родственники подвергнутся преследованию.

Но, несмотря на личную преданность тибетцев Далай-ламе, далеко не все безоговорочно принимают его политику «Срединного пути», цель которой добиваться не независимости, но автономии посредством мирных переговоров с Китаем. «Каждый (тибетец) внутренне разрывается между лояльностью Далай-ламе и стремлением к свободе и достоинству», - говорит Лхасанг Церинг, бывший член правительства в изгнании, который сложил полномочия, когда руководство отказалось от борьбы за независимость. Только авторитет духовного лидера убедил тибетцев смириться с такой сменой политики, и правительство в изгнании прекрасно это понимает.

Многие тибетцы считают, что на переговорах с представителями Далай-ламы Китай сознательно тянет время. «Китайцы просто не хотят иметь дело с Далай-ламой. Они чувствуют неуязвимость его позиции», - считает Джон Пауэр, специалист по Тибету Австралийского государственного университета в Канберре. «Они ждут смерти Далай-ламы, и тогда будут диктовать свои условия», а последний раунд переговоров может быть лишь ширмой, чтобы успокоить общественное мнение, добавил он.

Назначенный китайским правительством руководитель Тибета Чампа Пхунтсок недавно заявил, что Далай-лама представляет угрозу территориальной целостности и безопасности Китая. В то время как посланники Далай-ламы на переговорах охарактеризовали последний раунд как плодотворный, Пхунтсок настаивает, что на них не было достигнуто существенного прогресса.

После смерти Далай-ламы его преемника будут искать в соответствии с традициями тибетского буддизма. Преемником будет мальчик, родившийся после его смерти, которого буддистские монахи признают перерождением Далай-ламы. Это означает, что могут пройти десятилетия, прежде чем новый Далай-лама возьмет на себя руководство. При этом возможность использовать исторически сложившийся способ руководства сообществом в переходный период тоже под сомнением.

В 1995 Далай-лама выбрал 6-летнего мальчика новым Панчен-ламой, который является фигурой номер два в тибетском буддизме и наставником будущего Далай-ламы. Китайцы, в свою очередь, поторопились поместить мальчика под домашний арест, и с тех пор его никто не видел. А полгода спустя Китай назначил своего Панчен-ламу и заставил буддистов страны признать его. Чтобы помешать Китаю поступить таким же образом после его смерти, Далай-лама уже заявил, что следующее его перерождение будет найдено за пределами Китая.

Получивший при рождении имя Лхамо Дхондруп в возрасте двух лет он был признан реинкарнацией 13 Далай-ламы и возведен на трон, когда ему не исполнилось еще и четырех лет. Всю полноту власти он принял в 15 лет, когда войска вновь созданной Мао Цзэдуном коммунистической республики вторглись в Тибет и сокрушили его немногочисленную армию.
Сторонника Тибета опасаются, что после его смерти немногочисленные радикально настроенные тибетцы снова обратятся к насилию, но при этом считают массовое восстание маловероятным и заранее обреченным на провал. «Китайских солдат больше, чем тибетцев», - говорит Пауэр.

Идея вооруженного сопротивления выглядит привлекательной для многих молодых тибетцев. «Я бы присоединился к повстанцам», - заявляет Тензин Цунду, лидер тибетского молодежного движения, который в 1997 году незаконно проник в Тибет из Индии, за что провел три месяца в китайской тюрьме. Но даже он признает, что у тибетцев больше шансов на победу в суде общественного мнения, чем на поле битвы.

По поводу истории Тибета идет нескончаемый диспут. Пекин заявляет, что эта страна была территорией Китая на протяжении веков, однако на самом деле Тибет веками был независимым государством. Эта независимость окончилась в 1950 году с вторжением коммунистической армии Китая. «Культурная революция» 1966-76 беспощадно уничтожила тысячи тибетских монастырей, храмов и священных текстов. А теперь, говорят приверженцы Тибета, Пекин экономическими льготами поощряет миграцию китайцев в гималайский регион.

Официальный Китай утверждает, что этнические тибетцы по-прежнему представляют более 90 процентов населения, а такие проекты, как многомиллирдная железная дорога в Лхасу, призваны дать возможность тибетцам воспользоваться плодами китайского экономического бума. Сами тибетцы говорят, что численность китайцев намного выше. «Время уходит», - говорит Церинг со слезами на глазах. «Каждый день приезжает все больше и больше китайцев, и скоро все будет кончено».

Источник: АР
Дхарамсала, Индия


Оригинал статьи находится на сайте Сохраним Тибет!











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
Кент
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ