Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 05.05.2006 Когда всенощная становится вечеринкойНиколай СоколовРелигии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Однако в молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов. Что такое религия для современной молодежи? Культура? Образ жизни? Игра? Если молодой человек или девушка считают себя верующими, то почему они не следуют предписаниям той или иной религии, почему лишь в критический момент они готовы изменить свое поведение на более благочестивое? Ростовские студенты зачастую так отвечали мне на этот вопрос: «Главное то, что внутри». Парадокс: выходит, что человек может вести себя как угодно, но в то же время считать себя «духовным существом»! Ученые придерживаются несколько иной точки зрения. Сергей Астапов, известный религиовед, преподающий историю религий в вузах Ростова-на-Дону, полагает, что взрослые, как правило, «совершают обряд крещения именно как обряд, а не как таинство». Он отмечает также, что молодые люди, крещенные в детстве, очень часто относятся к религии весьма индифферентно. Астапов объясняет обращение молодежи к религии в кризисные моменты (например, в период экзаменов) «пережитками язычества». «В сессию студенты спешат в церковь, как если бы они хотели задобрить какое-то божество. С таким же успехом они пошли бы к ворожее, если бы знали, что это «надежнее». Молодежь идет в церковь, чтобы требовать, а не чтобы веровать». Это противоречие, по мнению ученого, становится все более очевидным. Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание – торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания». Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу. Среди ростовской молодежи существует и другая тенденция: рост интереса к новым религиозным движениям (НРД). Священник Ростовской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) Даниил Азизов так объясняет это явление: «Сегодня у нашей Церкви нет достаточных финансовых средств, которые можно было бы использовать на поддержку молодых людей. Секты привлекают молодежь именно за счет денег, за счет хорошего финансирования. Новые религиозные движения – это и воскресные школы, и кинозалы, и библиотеки, и даже спортзалы. Однако вполне возможно, что в скором будущем это появится и у нас». Церковь и светские исследователи религии в Ростове-на-Дону считают, что НРД занимаются своего рода саморекламой, а молодежь реагирует на нее более живо, чем на проповедь традиционных религиозных организаций. Многие представители РПЦ считают, что в отношении НРД законы, препятствующие их деятельности, необходимо ужесточить, а финансовую поддержку Церкви со стороны государства увеличить. Сегодня познакомиться с основами религии, в частности христианства в его «православном измерении», ростовская молодежь может в школе или в вузе. В школах города вводится курс «Основ православной культуры», в университетах преподается курс истории религий. В Ростовском государственном педагогическом университете (РГПУ) даже открылось отделение теологии. Спрашивается: зачем, ведь вуз-то светский? Сергей Астапов отмечает, что светских учебных заведений, готовящих богословов, в стране до недавнего времени не существовало. Теперь, когда курс теологии появился в светских вузах, встал вопрос о том, богословие какой религии там следует преподавать. Астапов отмечает, что все зависит от конкретных договоренностей, например у РГПУ есть договор с РПЦ. Следовательно, ростовский вуз будет готовить православных богословов. Здесь ученый задается вопросом: «Если светское учебное заведение выпускает богословов, то они наряду с другими выпускниками попадают на рынок труда, но кого на рынке труда может заинтересовать диплом теолога? Может ли Церковь следить за рынком труда? К тому же вуз, выпускающий теологов, педагогический – значит, выпускники кого-то должны учить. Но кого и где?» Впрочем, изучать историю религии или даже богословие не означает становиться верующим. Одна из студенток, с которой я обсуждал вопросы отношения молодежи к религии, заявила, что для нее изучение религии – это «просто интересное занятие». При этом девушка – атеистка. Молодые люди сегодня редко задумываются о том, во что и как они верят, верят ли они вообще. Пережитки язычества, некий «религиозный прагматизм» – вот новая религиозность большей части молодежи. Другая часть называет себя «неверующей», но в то же время... отмечает Пасху и Рождество. Может быть, дело в том, что в сознании современной молодежи и эти сугубо церковные праздники также теряют свое религиозное значение. Остается лишь символика да еще один повод устроить вечеринку, пасхальную или рождественскую. Оригинал статьи находится на сайте Независимая Газета Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |
Изображение с сайта: http://www.literary-cat.cwc.net