Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 23.09.2010

Зонт и галоши как ода дождю

Государственный музей истории Петербурга при участии института Про Арте открыл в Петропавловской крепости выставку "Дождь в Петербурге". Дождь – одна из главных составных частей петербургского пейзажа, так обосновывает актуальность этой выставки ее куратор, ведущий научный сотрудник музея истории Петербурга Елена Каноненко:
Дождь, и все, что с ним связано стали основной темой экспозиции в Петропавловской крепости

– Дождь – это, наверное, один из символов Петербурга, почти такой же известный, как белые ночи, хотя гораздо менее разрекламированный. Дождь – это то, с чем петербуржцы живут от рождения до смерти, поэтому они вынуждены как-то к этому приноравливаться, защищаться от дождя, любить или не любить его, обсуждать.

Коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга располагает достаточно большим количеством вещей, которые относятся к этой теме – это наблюдение за дождем (живопись, графика, фотографии), это и средства защиты от дождя, такие как плащи, зонтики, резиновая обувь разных эпох. Архитектурные детали, которые предназначены для защиты от непогоды – это проекты зонтиков над подъездами, проекты мостовых и тротуаров, защищающих наши ноги от слякоти и т.д. Мы имеем возможность показать произведения петербургских художников от конца XIX века до начала XXI. Плащи, зонты – естественно, это органичная часть этой экспозиции. Вещи от 30-х годов до конца 90-х.

Лучшей защитой от дождя в XVIII веке считалась карета. А уж у кого кареты не было, тот перебивался, как мог. Воспоминаний современников на эту тему сохранилось не так много. Видимо, потому что грамотные представители дворянского сословия как раз имели достаточно средств для того, чтобы в дождь выезжать в собственной карете или не выезжать в дождь вообще.

И, конечно, выставка была бы неполной без поэзии о дожде. Например, Саша Черный: "Сегодня дождь и сырость.//Дрожат кусты от ветра.//И дух мой вниз стремится//Быстрее барометра". Андрей Белый сказал: "Как упоительно калошей лякать в слякоть". Эта цитата стала девизом части экспозиции, посвященной калошам.

Слава галошам! Скольких замечательных людей не досчитались бы мы, если бы не это благо цивилизации! Сколько гениев умерло бы, промочив ноги и простудившись, у скольких бы случилась "ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит" – как писал бессмертный певец галош Корней Чуковский. А чем бы лакомились его герои Тотоша и Кокоша, если бы не всемирно известное произведение фабрики "Красный треугольник", в те времена еще называвшейся Товариществом российско-американской резиновой мануфактуры? Кстати, интуиция поэта безошибочная – новые галоши и правда выглядят аппетитно и дивно пахнут, это мы знаем из детства, но когда приходишь в Петропавловскую крепость на выставку "Дождь в Петербурге", то понимаешь: галоши с их глянцево-черным верхом и пылающим малиновым нутром еще и сексуальны. Не потому ли они в свое время завоевали весь мир?

Вот они, плакаты Товарищества – на одном зажиточный крестьянин гордо показывает бедному лапотнику резиновые сапоги, на другом некто в тюрбане едет на лошади, запряженной в тележку, наполненную галошами, – остается только гадать, куда это он их везет по своей пустыне? Тут и фирменные печати Товарищества, и экспрессивные рекламы велосипедных шин, и плакат Маяковского: "Дождик, дождь, впустую льешь, Я не выйду без калош, С помощью Резинотреста Мне везде сухое место!" – и веселая бабенка, естественно, в красном, показывает подошву с серпом и молотом. Боты и ботики, явно грубеющие от 13 года к глухим советским временам, окружает "дождливая живопись" и графика, старинные барометры и зонты. Есть и современное искусство – у входа на улице стоят скульптуры городских зданий, укутанных в цветные дождевики. Тут же – установка, смахивающая на орган, – "визуально-звуковой анализатор дожденосных туч". Там есть и зеркальце, в которое виден туман, и слуховые окошки, в которые нужно слушать дождь и гром, и даже баночка – измеритель дневных осадков. Но когда открыли дверцу, чтобы проверить, сколько в баночке воды, обнаружилось, что баночку уже украли.


По материалам Радио Свобода












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ