Новости культуры и обществаПослать ссылку другуДата: 28.07.2009 Магические законы против духовного кризисаНесмотря на финансовые проблемы, тысячи россиян устремились на днях в кинотеатры, чтобы посмотреть новый, шестой фильм о Гарри Поттере. Итог получился весьма выгодным для создателей картины - 300 миллионов рублей кассовых сборов, и это только за первые дни проката. Но эксперты видят в такой высокой популярности поттерианы тревожный знак.
"Гарри Поттер и принц-полукровка", конечно, пока не лидер российского проката: его опередили "Трансформеры: Месть падших" (370 миллионов рублей в первые выходные показа) и третья часть "Ледникового периода" (512 миллионов рублей). Но и это соотношение между кассовыми сборами эксперты считают показательным. Все вышеперечисленные ленты объединяются характерным свойством: они моделируют особую реальность и позволяют зрителю в нее погрузиться хотя бы на время просмотра. "Гарри Поттер и принц-полукровка", как отмечает переводчик фильмов и компьютерных игр Дмитрий Пучков (он же Гоблин), создан, как и три четверти голливудских блокбастеров, в расчете на целевую аудиторию в возрасте от 13 до 17 лет. А вот в России на эту картину пошли не только тинейджеры, но и взрослые. Это, по мнению Пучкова, объясняется инфантилизмом наших сограждан, выработавшимся после распада СССР и потери культурно-общественных норм. "Такая ситуация привела к тому, что в стране выросло целое поколение "малолетних идиотов" в возрасте от 30 до 50 лет", - уверен Гоблин. Другие эксперты склонны объяснять популярность "Гарри Поттера" специфическим сочетанием духовного кризиса с экономическим: образ волшебника, решающего все проблемы с помощью магии, в трудные для общества периоды близок зрителю, который жаждет мгновенного, легкого и бесплатного избавления от всех тягот. Соответственно, высокие кассовые сборы этого фильма могут служить показателем всеобщего отчаяния. Любовью россиян к дармовщине объясняет популярность "Гарри Поттера и принца-полукровки" глава научно-исследовательского центра интегральной и синергетической психологии и психотерапии Анатолий Осницкий. "Это ведь всеобщая мечта, чтобы по гарриковскому хотению, по поттеровскому велению решились все проблемы. Нужно учитывать еще и то, что все мы родом из детства, всем нам хочется сказки, и это нормально", - считает эксперт, отмечая, что ничего патологического в интересе к подобным фильмам нет. По словам психотерапевта, фантазийный мир для зрителя опасности не представляет. Другое дело фильмы ужасов, которые в большом количестве приучают человека к агрессии и могут спровоцировать его на жестокость. А экранное волшебство никто всерьез не воспринимает, поэтому оно и не несет в себе угрозы. Некоторые критики и вовсе считают магию Гарри Поттера пустой и надуманной. "В фильме вообще непонятно, откуда берется их волшебство, - пишет в своем обзоре "Частный корреспондент". - Какие силы природы и духа задействованы? Газовая горелка и то волшебнее. Даже эпопея про Астерикса и Обеликса в тысячу раз информативнее на предмет друидов и их практик". По мнению автора статьи, самая дельная рекомендация из области практической магии, приведенная в фильме, - это необходимость сосредоточиться перед произнесением заклинания. В остальном же показаны "пиротехнические и прочие спецэффекты, имитирующие магическую технику, но абсолютно ничего не говорящие о ее природе". Так или иначе, шестая часть "Гарри Поттера" пользуется колоссальной популярностью среди зрителей - и не только российских. В британских кинотеатрах кассовые сборы и посещаемость этого фильма достигли пиковой за последние семь лет отметки. Английские эксперты объясняют эту тенденцию финансовым кризисом, в условиях которого люди ищут доступных по цене развлечений - а поход в кинотеатр как раз таковым и является. Оригинал статьи находится на сайте Правда.ru Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |