| ПРАВОСЛАВИЕ | КАТОЛИЧЕСТВО | ПРОТЕСТАНТИЗМ |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ |
Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственно истинной Церковью. | Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях. | Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии |
Внутренняя организация Церкви | Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество. | Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. | В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы. |
Отношения со светскими властями | В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе ("симфонии") с властями, то подчинялись им в гражданском отношении. | Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях. | Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) - государственная религия, в других - Церковь полностью отделена от государства. |
Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. | Брак возможен для всех верующих. |
Монашество | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии. | Существует монашество, которое с 11-го - 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.) | Отвергает монашество. |
Высший авторитет в делах веры | Высшие авторитеты - священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м - 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.
| Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. | Высшим авторитетом является Библия. существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм ("каждый читает собственную Библию"). |
2. ДОГМАТЫ |
Догмат об исхождении Духа Святого | Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque - "и от Сына"). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу. | Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. |
Учение о Деве Марии | Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. | Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются. |
отношение к чистилищу и учению о "мытарствах" | Существует учение о "мытарствах" - испытаниях души умершего после смерти. | Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов. | Отвергается учение о чистилище и "мытарствах". |
3. БИБЛИЯ |
Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания | Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со священным Преданием. | Священное Писание выше священного Предания. |
4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА |
Таинства | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование). | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | В большинстве направлений признаются два таинства - причащение и крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств. |
Принятие новых членов в лоно Церкви | Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. | Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. | Как правило через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры. |
Особенности причащения | Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином) | Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства - Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян - только Телом Христовым (хлебом). | В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. |
Отношение к исповеди | Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. | Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи. |
Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. | Разнообразные формы богослужения. |
Язык богослужения | В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.
| Богослужение на национальных языках, а также на латинском. | Богослужение на национальных языках. |
5. БЛАГОЧЕСТИЕ |
Почитание икон и креста | Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. | Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. | Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, - православные иконы. |
Отношение к культу Девы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. | Культ Девы Марии отсутствует. |
Почитание святых. Молитвы об умерших | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |