Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке



Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 22.10.2007

Лучше много денег, чем мало? Психологи так не думают

Лучше много денег, чем мало? Психологи так не думают
Лучше много денег, чем мало? Психологи так не думают
Можно ли купить счастье за деньги? В общем, наверное, не стоило задавать этот вечный вопрос людям, основное занятие которых Карлейль назвал «мрачной наукой».

Потому что экономисты, взявшись за эту проблему, исходили из того, что когда люди хотят что-то продать, они стараются получить за это как можно больше, а когда им нужно что-то купить, они пытаются заплатить за это как можно меньше, пишет влиятельный американский журнал Newsweek (перевод Инопресса.ру).

Поэтому поведение обеих сторон показывает, говорят экономисты, что человек будет тем более удовлетворен (осмелимся сказать – счастлив), чем больше денег получит (продавец) или, наоборот, сохранит (покупатель) в итоге.

Следовательно, лучше много денег, чем мало, а единственное объяснение такой ситуации состоит в том, что деньги приносят человеку удовлетворение. Вывод экономистов: чем больше у тебя денег, тем счастливее ты сам.

Этот тезис опровергают не только не выходящие из депрессии звезды, кончающие жизнь самоубийством генеральные директора, неудачники-магнаты и прочие несчастные богатые люди. «Психологи исследуют взаимосвязь между благосостоянием и счастьем на протяжении десятилетий, – пишет психолог из Гарвардского университета Дэниэл Гилберт в своем бестселлере «Спотыкаясь о счастье» (Stumbling on Happiness).

«И они пришли к выводу, что деньги способны сделать людей более счастливыми, если речь идет о переходе из состояния крайней нищеты в средний класс, но они не оказывают ощутимого влияния в дальнейшем».

Это идет в разрез не только с экономической теорией, но и со здравым смыслом. Согласно базовой экономической теории, главное право, которое вы приобретаете за дополнительные деньги, – это право выбора. Если у вас в кармане 20 долларов, вы можете пообедать хоть стейком, хоть арахисовым маслом, а если в вашем распоряжении только 1 доллар, вам остается рассчитывать на домашние заготовки.

Кроме того, лишние деньги позволяют вам удовлетворять более широкий спектр запросов и потребностей, а чем шире этот спектр, тем более счастливым вы должны быть. Проблема в том, что возможность выбора характеризуется не только теми преимуществами, о которых трубит реклама.

Исследования показывают, что людям нравится выбирать из, скажем, 6 сортов макарон в продуктовом магазине, но когда им предлагают 27 сортов, они теряются и постоянно испытывают стресс, потому что думают, что выбрали не лучший вариант.

А пожелания, которые приятно иметь возможность удовлетворить, имеют неприятное обыкновение превращаться в потребности (как насчет IPod?), которые бесконечно множатся благодаря пропитанной рекламой медиа-культуре. Удовлетворение потребностей приносит меньше радости, чем удовлетворение пожеланий.

Проводимые в разных странах исследования, в ходе которых людям задают вопрос о том, насколько они удовлетворены своей жизнью, со всей очевидностью свидетельствуют о существовании нелинейной зависимости между количеством денег и размерами счастья.

Если деньги позволяют вам выбраться из нужды и насладиться комфортом среднего класса, это делает вас значительно счастливее; но вряд ли вы испытаете нечто подобное, когда счет вашего состояния пойдет не на миллионы, а на десятки миллионов.

Как правило, во время такого рода исследований людей просят дать оценку своему благополучию или счастью по семибалльной шкале, где 1 значит «я абсолютно не удовлетворен своей жизнью», а 7 – «совершенно удовлетворен».

Средний балл среди американских мультимиллионеров составляет 5,8, а среди бездомных из Калькутты – 2,9. Но прежде чем прийти к выводу, что счастье можно купить, учтите, кто еще оценил свое счастье в 5,8 баллов или около того: северо-гренландские инуиты, которые ведут не то чтобы роскошный образ жизни, и занимающееся скотоводством кенийское племя масаев, чьи обмазанные навозом хижины не оснащены электропроводкой и водопроводом.

А жители Калькутты, которые по своему благосостоянию находятся лишь на ступень выше бездомных, оценивают свое благополучие в 4,6 балла, чем доказывают правильность точки зрения Гилберта: деньги приносят счастье только в том случае, если благодаря им человек выходит из состояния крайней нужды.

Исследования, направленные на динамическое отслеживание перемен в уровне удовлетворенности людей своей жизнью, также наносят смертельный удар гипотезе о том, что счастье можно купить.

В США с момента окончания Второй мировой войны ВВП на душу населения утроился, но, как показывают опросы на тему «Насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?», коэффициент счастья едва сдвинулся с места.

В опустошенной войной Японии наблюдался еще более стремительный рост ВВП на душу населения, но уровень народного счастья, как и в Западной Европе в годы послевоенного бума, был невысок, сообщил специалист по социальной психологии из Университета Эразма в Роттердаме Руут Веенховен.

Проведенное в 2004 году обобщение более чем 150 исследований о благосостоянии и счастье свидетельствует о том, что «экономические показатели» как инструмент для оценки благополучия населения страны «имеют очевидные недостатки», пишут Эд Динер из Иллинойского университета в Урбана-Шампейн и Мартин Зелигман из Университета Пенсильвании.

«Несмотря на то, что объем производства за последние десятилетия значительно вырос, роста в оценке качества жизни не наблюдалось ... а показатели уровня депрессии и неверия в будущее среди населения значительно повысились».

Отчасти именно поэтому в условиях растущей экономики, при которой бывшие предметы роскоши, как, например, стиральная машина, входят в число предметов первой необходимости, молодые представители зажиточного слоя не испытывают от владения этим устройством той радости, которую испытывали их бабушки и дедушки, когда оно неожиданно позволило им избавиться от стиральной доски.

Они воспринимают продукцию Maytag Corporation (одна из старейших корпораций, производящих товары длительного пользования. – Прим. ред.) как должное.

«Те американцы, которые получают 50 тыс. долларов в год, значительно счастливее своих сограждан, зарабатывающих 10 тыс., – пишет Гилберт. – Однако те жители США, чей доход составляет 5 млн долларов в год, ненамного счастливее получающих 100 тыс. долларов за тот же период».

Еще одна причина такого положения вещей в том, что растущая зарплата, особенно в условиях экономического роста, рождает дополнительные запросы и постоянное ощущение, что есть еще одна классная вещь, которую вам просто необходимо заполучить.

«Экономического благосостояния недостаточно для оценки благополучия, в том числе потому, что материализм иногда негативно сказывается на ощущении благополучия», – заключают Динер и Зелигман.

Если счастье не купишь за деньги, то за что его можно купить? Права была ваша бабушка, когда говорила вам, что главное – здоровье и дружба, а не деньги и вещи. Или, как пишут Динер и Зелигман, если речь не идет об удовлетворении основных потребностей, то «изменения в ощущении благополучия зависят не столько от достатка, сколько от таких факторов, как хорошие отношения с окружающими и интересная работа».

Другие исследователи добавляют в этот список чувство удовлетворенности, ощущение осмысленности жизни, принадлежность к общественным группам и другим объединениям, демократию с ее уважением к правам человека и законности.

Веенховен пишет, что если государство хочет повысить в народе уровень довольства жизнью, «следует рассчитывать не столько на экономический рост, сколько на политические меры, которые обеспечат хорошее управление, свободы, демократию, взаимное доверие и общественную безопасность».

Удивительно, но факт: счастье нельзя приобрести за деньги, но счастье способно помочь в приобретении денег. Люди, которые в молодости считали себя счастливыми, в зрелом возрасте, как правило, имеют более высокий доход, чем те, кто считали себя несчастными.

Похоже, что ощущение счастья может сделать человека более продуктивным, инициативным и вообще помочь в проявлении качеств, которые помогают добиться более высокого дохода. Кроме того, довольные собой люди имеют больше шансов вступить в брак и сохранить его, а также остаться здоровыми. И то, и другое делает человека более счастливым.

Счастья не купишь. В свете этого поведение большинства американцев выглядит прямо-таки нездоровым, ведь на протяжении десятилетий мы работаем все больше и больше, чтобы увеличить наши зарплаты. Но то, что выглядит не совсем здоровым для одного человека, жизненно необходимо для государственной экономики: рост оборотов и потребления. И снова цитата из Гилберта:

«Экономика может расти и процветать лишь в том случае, если люди ошибочно убеждены в том, что преумножение богатств сделает их более счастливыми... Люди работают – экономика процветает, но люди готовы работать только для достижения личного счастья, поэтому очевидно, что они находятся во власти заблуждения, что производство и потребление ведут к личному благополучию».

Другими словами, если вы заинтересованы в процветании экономики вашей страны, забудьте все, что вы только что прочитали.


Оригинал статьи находится на сайте Новый Регион











Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ