СтатьиПослать ссылку другуМир сегодня > Экологические катастрофы XX векаВадим КарелинСчитается, что природоохранное право в мире появилось в XIII в. Первым актом был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Первым же сохранившимся экологическим документом принято считать каменную стелу высотой 1,6 м, найденную в Китае и датирующуюся 1549 г. 700 иероглифов, высеченных на ней, запрещают вырубку леса и призывают граждан засаживать лесами опустыненные территории. Декрет, выбитый на стеле, гласит, что любой, кто ослушается приказа не вырубать леса, будет сослан в отдаленные места империи. Первыми в России законодательными актами по экологическому праву были указы Петра I по охране лесов и животных1. В ХIХ в. охране природы уделяло внимание практически каждое уважающее себя государство. Человеку еще удавалось балансировать на грани, за которой — невосполнимое. В ХХ в. мы эту грань успешно перешли. Вторую половину ХХ в. историки, скорее всего, назовут периодом экологических катастроф. Судите сами. 29 сентября 1957 г. 2 декабря 1984 г. 26 апреля 1986 г. 25 марта 1989 г. 1991 г. Добавим к этому практически высохшее Аральское море, кислотные дожди, вырубку тропических лесов, загрязнение воздуха и водоемов, растущие озоновые дыры, и мы увидим, что за 50 лет человечеству удалось сделать с Планетой то, что не удавалось за всю предыдущую историю. Вопрос, которым задается каждый человек, для которого понятие «мир» шире его квартиры или дачи: «Почему же мы так методично уничтожаем мир, в котором живем?» Попытке ответить на него посвящено много книг. Из них мы можем узнать о несовершенстве экологического права, хищническом истреблении природы в угоду коммерческим интересам и упорном нежелании России подписать Киотский протокол2. Общим для всех этих книг является позиция человека, горделиво, «сверху вниз» взирающего на тот мир, в котором он живет, и видящего в нем лишь источник собственного благоденствия. Очень четко квинтэссенцию мировоззрения «человека-хозяина» передал Г.Т. Миллер из пресвитерианского Колледжа святого Андрея: Вот, собственно, «символ веры» нашего современного материалистического общества, и нечего удивляться тому, что «самодеятельный индивид», «для своей пользы избегающий неприятностей», продолжает и будет продолжать «осваивать» «окружающую среду». Когда это прекратится? Видятся две возможности. «Окружающая среда» не бесконечна, и предел ее эксплуатации может наступить, но очень не хочется представлять себе этот момент. Другая возможность заключается в том, чтобы сделать, как ни банально это звучит, шаг навстречу природе. Этот шаг «вниз» человек должен сделать в своем сознании; человек и природа должны оказаться на равных, на одном уровне. Не на бумаге, а с молоком матери человек должен впитать, что он не «царь», а часть Природы. Нанесение вреда природе тогда будет аналогичным членовредительству и будет не менее противоестественным. Этот путь кажется куда более желанным, но требует возрождения многих забытых знаний о Человеке и его месте в окружающем мире. А это уже совсем другой разговор. ______________ 1 Например, 1701 г. — указ «О нечистке под пашню лесов по рекам по коим леса гонят в Москву, а чистить их в 30 верстах выше», 1712 г. — указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов, 1714 г. — запрет отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии, 1718 г. — указы об охране чистоты водоемов.
Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |