СтатьиПослать ссылку другуМузыкальная шкатулка > "Камертон" (январь 2007 года)Екатерина СоколоваДва сочинения Рахманинова
В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровев от лейкемии, приехал в Россию — специально для того, чтобы поблагодарить ее за Рахманинова. «В самые страшные моменты, — говорил он, — мне помогала не сдаваться музыка вашего великого композитора… Конечно, я слушал его произведения и раньше, но в момент болезни его музыка стала для меня откровением». Действительно, стоит лишь однажды услышать Рахманинова, и он запомнится на всю жизнь. Понравится или нет — другой вопрос, но равнодушным не оставит. Заденет, перевернет, заставит услышать себя, заставит душу откликнуться. Послушаем два его произведения — одно композитор написал совсем молодым, другое в конце жизни — и попробуем через музыку увидеть путь, путь человека от надежд юности к мудрости последних лет… Прелюдия до-диез минор. Ее начинают тяжелые, мощные аккорды, будто колокольный звон плывет над широкой русской равниной, над густым бором, над рекой. Середина порывиста и взволнованна, словно волны взбунтовавшейся реки, образ яркий, почти зримый. Столь глубокие и сильные переживания, прорыв света 19-летний Рахманинов показал удивительно правдиво. Вот что он сам говорил о прелюдии: «Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых — завладеть вниманием слушателей. Сущность темы — это массивный фундамент; контрастом ему становится мелодия; ее функция — рассеять мрак. Смена настроения резкая, и музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх… первая тема вступает как кульминация… одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается». Прелюдия имела огромный успех у европейской публики. Ее ноты были раскуплены немедленно, и она зазвучала во всем мире. Рахманинова пригласили выступить в Европу. Это помогло ему, подавленному провалом первого концерта, вновь обрести веру в себя. Позднее, уже будучи известным на весь мир пианистом и автором многих сочинений, Рахманинов неохотно исполнял эту прелюдию, она стала для него, скорее, воспоминанием о юности, чем свидетельством настоящего.Симфонические танцы Это произведение Рахманинов написал в последний год своей жизни и называл одним из любимых. О его символике до сих пор много спорят. Может быть, в нем раздумья о России, своеобразное музыкальное пророчество, завещание. А может быть, итог жизни, размышление о ее смысле, о поиске, о любви, о терзаниях… Впрочем, «каждый слушатель должен находить в музыке свое собственное» — так говорил сам Рахманинов. Интересно замечание, сделанное им после последних гастролей: «…так прекрасно видеть целую нацию, у которой все еще есть сердце. Очень скоро этот орган атрофируется за ненадобностью и будет представлять собой диковину». Но именно музыка Рахманинова помогает сердцу оставаться живым, не дает нам успокоиться, остановиться, опустить руки.Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru |