СтатьиПослать ссылку другуМузыкальная шкатулка > "Камертон" (январь 2006 года)Борис ХомичевКак Бах был джазменомПроизведения отмеченные звездочкой (*) можно прослушать на нашем сайте. Для начала разберемся с джазом. Слово это никак не переводится, а по своему звучанию напоминает удар палки о крышку кастрюли. Именно так создавались первые композиции нового стиля. Он родился на рубеже XIX и XX веков в США — в уникальном смешении европейской и афро-американской культур, из рэгтайма* (дословно: «рваный ритм»), блюза* (о, это был не тот блюз, который вы знаете!) и негритянских духовных песнопений — спиричуэлов*. А главное в джазе — это импровизация, драйв или, есть еще одно многозначное слово, свинг («раскачивание», «дрожание ритма»), а также синкопа, смещение акцента с сильной доли на слабую, усиливающая драйв (представьте: с удара по наковальне молота на постукивание молоточка!). Послушайте спиричуэл «Лэт май пипл гоу»* и то, что с ним сделал Луи Армстронг*, и вы все поймете! А одним из первых джазменов, между прочим, называют Баха! Но еще до него музыканты XVII века, яркой эпохи барокко, записывали партитуры точно так же, как джазмены ХХ века. Этот способ они называли цифрованным басом (к цифровым технологиям он отношения не имеет): дух импровизации тогда был чрезвычайно силен, композиторы не были снобами, а полностью доверяли мастерству музыкантов и не прописывали все ноты. Записывалась только партия баса — цифровыми обозначениями аккордов (буквы C, D, E и т. д. придумали позже), а остальные музыканты сами выстраивали по ним свои партии! Более того, Бах в концовке (каденции) 1-й части одного из своих Бранденбургских концертов* ввел дополнительную сольную импровизацию для клавира — когда оркестр затихает, дирижер опускает свою палочку и дает возможность музыканту играть, как велит его душа. (Сразу представляется Йан Пэйс на барабанах в «Made in Japan»* у «Deep Purple»!) Да, это была эпоха джаза! С легкой руки Баха виртуозная сольная каденция именно в этом месте стала непременной частью всех классических концертов. И только при Бетховене ее начали точно прописывать в партитуре. Сам Бах при жизни не был известен как композитор, зато все ценили его как блестящего музыканта-импровизатора. Известна такая история. Некоего беднягу Гольдберга его хозяин, мучившийся бессонницей, заставлял каждую ночь играть ему что-нибудь. И Бах подарил музыканту 30 импровизаций на одну и ту же тему. Так появились знаменитые теперь «Гольдберг-вариации»*. В то время частенько устраивали публичные музыкальные турниры, участники которых соревновались в импровизации на заданную тему. (Помните незабываемую сцену джазового состязания из фильма «Легенда о пианисте»?) И Бах неизменно побеждал своих соперников. Пожалуй, ему смело можно присвоить звание «чемпиона мира» по джазу эпохи барокко! Музыкальное приложение к журналу "Человек без границ" Три источника и три составных части джаза: Ранний блюз Например: "Друзья меня презирают, распускают сплетни по всему городу /Пытаются навредить, как могут /Дурные новости идут отовсюду /Но все равно моя Мэри со мною/и будет при мне покуда всему не придет конец". Или еще: "Если пожар охватит твой дом, о Боже! /И поблизости не будет воды /Плюнь, человече, швырни свои монатки в окно /И пусть эта развалюха сгорит до тла". В текстах многих блюзов встречают слова: "смеемся, чтобы не плакать".
Регтайм
Спиричуэл
Синкопа Импровизация (Сольная каденция – у Баха и у «Deep Purple») Вообще-то, вся музыка когда-то началась с импровизации. В этнической музыке, особенно на Востоке, она была всегда. Но в церковной и в ранней классической музыке основой стали партитуры, ноты, написанные заранее партии. И.С.Бах, работавший органистом в костелах, нередко импровизировал и вообще нарушал установленные церковью каноны, за что и подвергался гонениям со стороны католического начальства. Но в светской музыке в эпоху барокко дух импровизации был весьма силен. И даже в XIX веке импровизация еще присутствовала в классике, нередко в форме так называемых каденций (сольных вставок в концовке одной из частей произведения). Но импровизация не была основной задачей, и к началу ХХ века импровизация практически исчезла в практике академистов. Джазмены же сделали ее главным смыслом своей жизни, главной целью. Прослушайте примеры сольных каденций в Бранденбургских концертах И.С.Баха и каденцию на барабанах Йана Пейса из «Deep Purple» (в сокращении, в оригинале она длится 6 минут) с легендарного концерта «Маde in Japan».
Гольдберг-вариации Бонус - Джазмены поют Баха!
Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ" Подписаться на журнал "Человек без границ" Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |