СтатьиПослать ссылку другуИскусство > МИХАИЛ КАЗИНИК «Бах и Моцарт угодны всем богам!»Михаил Казиник - кратко о госте Любое его выступление — это событие: мало кто умеет рассказывать о музыке с таким вдохновением, вовлекая в это волшебное действо каждого слушателя. Музыкант, искусствовед, философ, писатель, он сделал музыку инструментом перображения мира и человека. Как это возможно? За объяснениями мы обратились к самому Михаилу Семеновичу.
Михаил Семёнович, как вы пришли к музыке? Благодаря моим родителям — они водили меня на концерты симфонической музыки, в музеи, на выставки. Музыка, искусство были настолько само собой разумеющимися в нашей жизни, что у меня никогда не возникало сомнений в их ценности. Молодость моих родителей пришлась на войну, они оба воевали, но сквозь все ужасы войны и смерти пронесли любовь к искусству. И сумели передать её мне. Есть ли в вашей жизни люди, которым вы особенно благодарны? Такие люди, конечно, есть. Это моя учительница по литературе в школе, мои учителя скрипки и гармонии в музыкальном училище, мой профессор скрипки в консерватории, те представители русской интеллигенции, которые встретились на моём пути. Что для вас является критерием успешной встречи со зрителями?
Их много: улыбки, слёзы, аплодисменты, письма, стихи, дополнительные концерты на следующий день и вновь — полные залы. Я на энергетическом уровне ощущаю активность восприятия людей. Но не только. Вот письмо, написанное Мне важен не сиюминутный эффект, но знание, что даже одна встреча может перепрограммировать человека, заставить его пересмотреть свои взгляды на жизненные ценности. И такие письма, как это, для меня важнейшая оценка моей деятельности. Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы музыка исцеляла душу человека? К сожалению, нынешнее телевидение, почти вся массмедиа, уровень школьного образования в области музыки и вообще искусства создают обстановку недоверия и порой даже противостояния. Ещё в советские годы во время многочисленных встреч с молодёжью, которая в первый раз не по собственной инициативе приходила на мои выступления, я зачастую был вынужден преодолевать стену отчуждения и только потом, когда лёд таял, мог уходить в глубину. Теперь всё намного сложнее. Наше общество прошло путь от тоталитаризма к полной анархии. Сейчас невиданное количество искорежённых, больных душ, до них очень нелегко докричаться, достучаться. Великая музыка — это источник особых вибраций. Она способна проникать в душу до самой глубины. Но для того чтобы лечение состоялось, человек-приёмник должен быть открыт для источника. Моя задача — настраивать приёмники, чтобы они могли резонировать на эти вибрации. Иное дело, когда на концерты приходят мои слушатели, то есть те, кто следит за моими фильмами, радиопрограммами, книгами. Тогда я наслаждаюсь свободным общением, взаимопониманием, ощущаю гармонию и любовь с самого первого мгновения выхода на сцену.
Познание вечных истин — не в этом ли суть человеческого существования? Как разбудить в людях потребность в духовном познании? Искусство — единственное свидетельство Вечности. Ибо в нём нет движения от простого к сложному, перестают действовать аспекты «здесь и сейчас». Оно связывает человека с Космосом, оно отменяет суету, формирует речь, дух, систему подлинных ценностей. Оно не позволяет политике и политикам, царям и президентам, всем видам временщиков формировать пространство личности. Владение логикой, риторикой, знание искусства моментально разоблачают ложь и цинизм власть имущих. Искусство отметает все виды «духовного опопсовения», порабощения личности. А умение логически мыслить мгновенно раскрывает, «кто есть кто». Но если человек не испытывает дискомфорта с этим телевидением, с этой шкалой ценностей, с этим уровнем общения, то Вечность не коснётся его Души. Всякому человеку нужно попробовать дать шанс, ввести его в мир вечных ценностей. Вы говорите о спасении, о крае пропасти, на котором все мы находимся. С каких шагов надо начать каждому из нас? И как может объединиться в этом творческая интеллигенция? Искусство всегда говорило о спасении, стремилось оттащить человека от края пропасти, привести его к вечности. Это его постоянная задача. Люди искусства действуют не по своей только воле, они навсегда ангажированы чувством необходимости и, как доноры, не могут жить без своей кармы. Это их радость, их удел, их внутренняя обязанность. Даже художник, который вслух декларирует принадлежность искусства избранным, делает это от осознания своего бессилия, от обиды на мир, обитатели которого не считают необходимым понять искусство. И, как писал Мандельштам, «разноголосица... в трактирах буйных и церквах» — это, с одной стороны, проявление многослойности жизни и сознания, а с другой — основание печали поэта. Беда нашей жизни в том, что Зло прекрасно чувствует своих адептов, оно обладает огромной объединяющей силой. Оно действенно. В отличие от Добра, которое не способно объединиться. Каждый плачет и вздыхает в одиночку. Творчество и творческий подход — понятия, которые выходят далеко за рамки искусства. Как помочь людям разбудить в себе это состояние, поскольку для многих жизнь постепенно становится рутиной?
Творчество — это сотрудничество с Богом, то есть с Творцом. В величайших книгах планеты: в Библии, Торе (христиане называют её Ветхим Заветом), в Новом Завете, в «Божественной Комедии» Данте и трагедиях Шекспира, в откровениях Мольера, Гёте, Байрона и Пушкина, Томаса Манна и Пастернака — нет суеты, маленьких примитивных мыслишек, идеек. Вся музыка Баха и Моцарта, картины Эль Греко и роспись Ватикана, стихи Рильке и сонаты Бетховена — о крупном, вечном, это великие догадки и подтверждения СМЫСЛА. Творческое начало заключается в искусстве жить, улавливая неповторимые импульсы Гармонии, ощущая каждый день как подарок. А разбудить это состояние можно прежде всего через искусство. Как? На этот вопрос я стремлюсь ответить всей своей деятельностью. Однажды три подростка — я и двое моих друзей — договорились между собой никогда не говорить о пустяках. Мы все были творческими мальчишками, поняли, что жизнь коротка и тратить время на мелочи — неблагодарное дело. Мы верны этой идее всю жизнь. В чём и в ком вы черпаете идеи, вдохновение? Откуда берёте силы? Есть смерть, и есть бессмертие. Нам на Земле дано знание о смерти. Оно невыносимо. Но в противовес этому знанию существует великая Культура. Она знает о тайнах Бессмертия. В ней и только в ней я черпаю свои идеи и вдохновение. И в сознании того, что я способен оттащить кого-то от края. Ваше жизненное кредо? Идея Канта: «Есть две истины: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Какой урок вашей жизни вы могли бы назвать самым важным и самым ценным? Самый важный урок моей жизни (он же самый печальный): большинство людей практически никогда не учатся на своих ошибках. Они всё время ходят по кругу собственных заблуждений. Но это не значит, что нужно опустить голову и признать себя побеждённым. Ибо, как сказал Гегель: «Движение — всё, конечная цель — ничто». Я получаю очень много писем. Вот два из них, которые пришли на мою почту с интервалом в несколько секунд.
Письмо первое, от Анатолия из Нижнего Новгорода: «Уважаемый Михаил Семёнович! Ваши рассказы порою так пронзительны, так эмоционально и эстетически заряжены, что слезы наворачиваются на глаза. Спасибо Вам, что Вы у нас есть. Но, мне кажется, людей, которым интересно Вас слушать, подавляющее меньшинство. Мы — как радужная плёнка на поверхности вонючего, булькающего болота, и со временем её толщина становится всё меньше. Но всё равно спасибо Вам». А вот мой ответ: «То, о чём вы, Анатолий, пишете, очень печально. Но если вы читали мою книгу „Тайны гениев“, то, наверное, поняли, что мне это известно. И причины объяснимы. Есть два варианта. Первый — оставить всё как есть, второе — пытаться сделать хоть что-нибудь. Я выбрал второй вариант. Может быть, я не прав. Может быть, серьёзные люди, которые давно всё поняли, посмеиваются надо мной. Но я убеждён в своей правоте. Если мы не будем действовать, то наступит гуманитарная катастрофа, как следствие этого образа жизни и этого мышления. А отвечать придётся тем, кто мог, но не захотел предотвратить её. Антоний Падуанский проповедовал рыбам и птицам. И в этом, согласитесь, что-то есть... Переслушайте программу, где я говорю о наших адвокатах (Бахе, Моцарте, Шекспире, Данте, Бетховене), благодаря заступничеству которых всё остальное человечество помиловано». Письмо второе, от Натальи, бабушки семидневной внучки: «Уважаемый Михаил Семёнович! Огромный привет Вам из города Балабаново Калужской области. Спешу Вам сообщить, 22 декабря у нас родилась внучка, мама которой под впечатлением одной из первых Ваших программ слушала музыку Моцарта, полюбила его и не пропускала Ваших передач. Огромное Вам спасибо за ту Работу (именно с большой буквы), которую Вы ведёте на „Серебряном Дожде“. Я глубоко уверена в том, что это — богоугодное дело (угодное Христу или Магомету, Саваофу, Кришне или Будде). С наступающим Вас Новым годом! Здоровья, согласия, мира и любви в Вашем доме!» Мой ответ: «Уважаемая бабушка Наталья! Я очень рад Вашему письму! Поцелуйте Вашу дочку и внучку от моего имени! Всё равно я уверен, что тьма не победит! Живут Бах и Моцарт! Они угодны всем богам!» Первое письмо кажется безнадёжным, а во втором — надежда. Хотя и в первом это «всё равно, спасибо Вам» печально, но вселяет некоторую долю оптимизма. Представьте себе ситуацию, где автор первого письма, Анатолий — учитель, а новорождённая из второго письма через шесть лет попадёт к нему в класс. Они узнают друг друга и создадут в классе энергетический мост. А этот мост, в свою очередь, повлияет на кого-то ещё. И опять засветится... Вопросы задавала Юлия Морозова Михаил Казиник - кратко о госте Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ» Подписаться на журнал «Человек без границ» Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru __________ ___ |