СтатьиПослать ссылку другуИскусство > Уроки любви Тофика ШахвердиеваМаксим Ладыгин, Евгения МарковскаяУРОКИ ЛЮБВИ Тофика Шахвердиева |
Так можно сказать, когда снимается не кино, а телерепортаж или что-то похожее на кино. Тогда камера и люди при ней всего-навсего ретрансляторы происходящего, что, правда, не лишает их возможности в случае заказа выворачивать суть событий наизнанку.
А если делаешь кино, то «сама реальность» для тебя не что иное, как материал, глина. И ее можно сминать, растягивать, разрывать, смешивать, сочетать несочетаемое, насыщать новым смыслом. В результате на экране проявляется не реальность, а твое рукоделие. И люди, которые были рядом с тобой и видели то же самое, что и ты, на просмотре готового фильма бывают нередко поражены увиденным. «Это надо же! — говорят они. — А ведь снимали такую ерунду!» Я и сам каждый раз поражаюсь не меньше: и снял плохо, и звук никуда не годится, и люди перед камерой вели себя не так, как хотелось, и съемки срывались не раз, и брака было много…
К монтажу я обычно приступаю в ужасе и отчаянии. Но оказывается, что, если лез из кожи вон и что-то вкладывал в работу, в фильме это обязательно обнаружится. Выбросишь 95% материала, смотришь, а на донышке несколько золотых крупиц блестит. Склеишь их — небольшой слиток получается.
Вы всегда делаете картины без авторского комментария. Вам интересно быть «невидимкой» по ту сторону камеры и запечатлевать людей, время и жизнь?Энергия идет от любопытства. Мы обычно замечаем очень мало, в «Дерсу Узала» есть такое выражение: «Глаза есть, а видеть нету». А когда ты вооружаешься камерой да еще заряжен любопытством, любознанием, то открываешь, казалось бы, на пустом месте совершенно неожиданные вещи.
Однажды я снимал фильм о привокзальных токсикоманах. Мне было известно из газет, радио, телевидения, что такое несчастье существует, но я никогда не видел, чтобы ребенок нюхал клей. А когда отправился с камерой на Курский вокзал, чтобы снимать фильм (мне сказали, там много беспризорников)… Я вышел из метро на Садовом кольце у Курского вокзала и встретил знакомого, остановился с ним поговорить. Пока шла беседа, поставил камеру на треногу и заглянул в видоискатель. И не сходя с одной точки, имея видеокамеру и двадцатикратный трансфокатор на ней, я с ходу снял три эпизода, которые вошли в фильм. Неделю или две я снимал разные ситуации. Сделал картину «Надувные шарики». Она имела большой отклик в газетах, ток-шоу было на Первом канале. С тех пор прошло уже шесть или семь лет, я по-прежнему хожу мимо Курского вокзала, но больше не вижу этих несчастных детей. А когда работал над фильмом, все время их замечал.
Это очень любопытный феномен, я объясняю его так: когда ты настроен на поиск, когда хочешь об этом знать и у тебя есть камера, то она превращается одновременно и в телескоп, и в микроскоп. Работа над фильмом — это для меня всегда возможность узнать что-то, исследовать.
Как вы настраиваетесь на разговор с человеком, когда снимаете его для своего фильма? Ставите ли перед собой какие-то внутренние задачи?Должен сказать, что снять положительность очень трудно. Телевидение часто обвиняют в том, что оно одни ужасы показывает. Приличный человек никому не нужен, но если он бросит камень в витрину или какую-то гадость сделает, он сразу оказывается в фокусе интереса.
Положительность — это штука трудноуловимая, трудно осязаемая. В личном общении мы чувствуем какие-то человеческие токи, а если нужно снять хорошего человека, то попробуй-ка передать ощущение, что в нем есть что-то особенное! Если просто поставить камеру и снимать, ничего не получится. Как это сделать, я не знаю. Но я буду донимать человека, буду выглядеть в его глазах идиотом, бог знает что творить, чтобы только найти этот ключик. Потому что, если персонаж неинтересный, надо найти способ неинтересность сделать интересной.
Можете ли привести какой-то пример?Это вопрос из ряда «любите ли вы человечество?». Все любят, и спрашивать нечего. Но если ты любишь Россию, то ты тогда любишь всё: дороги, автомобили, парламент, соседей, отношения между людьми, милицию. Вот что такое «я люблю». Целиком всю Россию и человечество любить легче, чем того, кто рядом.
Россию можно любить и не любить и в то же время чувствовать, что жизнь без нее не получается. Мы возвращаемся не потому, что, как принято считать, в русской жизни есть что-то загадочное, завораживающее, чего нет у других. Говорят, что есть необъяснимое обаяние России, особая притягательность. Есть, конечно, — но для нас, для тех, кто родился, сформировался здесь. Так ведь и кошка возвращается домой, и Каштанка вернулась, и бедуин стремится в свою жару и пески, а эскимос в холод и льды. И нас тянет к себе, туда, где и жарко и холодно одновременно. Потому как вокруг родная среда, свой язык, все знакомо и понятно. А там, за рубежом, жизнь идет мимо, хотя и рядом, руку протяни. Диковинные рыбки мимо проплывают и красота необыкновенная. Будто прильнул к стеклу аквариума: ты сам по себе, рыбки сами по себе.
Что бы вы посоветовали человеку, желающему стать режиссером документального кино?Фотография и кино — самые доступные виды художественной деятельности. Они не требуют ни большого ума, ни большого таланта. Обычно хватает того, что есть. Тем, кто снимает на пленку, работать куда легче, чем художнику или писателю. Нам не нужно кистью или словом изображать человека, наделять его характером, социальностью, достоверностью. Он уже есть и все при нем. Человек перед нами живой и неподдельный. Смонтировать фильм — это просто, вы берете отснятые кадры и звуки и складываете их в нужном порядке.
ВГИК и курсы режиссеров дают знания, но научить талантливо снимать не могут. Они полезны тем, что погружают в киношную атмосферу, и она заряжает тебя дополнительной энергией.
Рассказать студентам, как делается фильм, нетрудно, не намного сложней, чем объяснить езду на велосипеде. Садись, нажимай на педали и вперед! Поворачивай рулем и ни в коем случае не падай, а то больно будет. Лучший способ научиться снимать кино — это начать снимать кино.
Подписаться на журнал "Человек без границ"