У Эдгара По есть один интересный рассказ, называется он «Разговор с мумией». В этом рассказе ученые во главе с доктором Йейбогусом при помощи разряда вольтовой батареи оживляют мумию древнеегипетского сановника и, оправившись от первого шока, затевают с ней жаркую дискуссию на тему «Чья цивилизация лучше?». В результате, к своему стыду и с большой неохотой, ученые все же признают, что в астрономии, химии, медицине, строительных технологиях и даже политике египтяне оставили далеко позади себя все прогрессивное человечество. Увы, сегодня, как и 150 лет назад, когда писался этот рассказ, многие люди с чувством собственного превосходства смотрят на древние цивилизации, считая их примитивными и дикими. И лишь отдельные туристы, нашедшие силы оторвать свое тело от знойных пляжей Хургады и Шарм-эль-Шейха и представшие перед величественными пирамидами, вдруг застывают в изумлении: «Как эти темные, неразвитые египтяне смогли построить такое?! А главное — зачем?»
В точно таком же изумлении пребывали англичане, когда политика ненасилия Махатмы Ганди в одночасье похоронила колониальный режим, казавшийся нерушимым и вечным. Точно так же не перестают удивляться и учителя, сталкиваясь с гениальными прозрениями Яна Амоса Коменского, триста лет назад заложившего фундамент современной педагогики (да какой еще крепкий фундамент!). И что можно сказать о чувствах современного человека, волею случая оказавшегося выхваченным из круговерти большого города, чтобы предстать один на один перед величественной картиной восходящего Солнца… Нет, строить пирамиды, подобные египетским, мы, при современном уровне развития технологий, конечно, можем… но не станем. Не выгодно это, не окупит затрат сей проект, не принесет сиюминутной выгоды. А мы сегодня без выгоды никуда! Ну не думать же, в самом деле, подобно египтянам, все время о вечности!.. Кстати, сатирический по своей сути рассказ Эдгара По заканчивается тем, что доктор с говорящей фамилией Йейбогус все же реабилитирует гордое имя цивилизованного человека. Он находит две сферы, в которых современный мир берет верх над Древним Египтом. Это — пошив модной одежды и приготовление суперпилюль под названием «Слабительное Йейбогуса». Ей-богу — это победа! Только я бы добавил к указанным двум еще одну область, где наше совершенство не знает границ, — бытовую математику, следуя законам которой, мы ни одно дело не начинаем без вопроса: «А что я за это буду иметь?» Считать мы научились — научиться бы еще мечтать. И тогда, быть может, Египет с его пирамидами наконец-то станет нам ближе и понятней… Дмитрий Зубов
Существуют два типа людей: туристы и путешественники. Во все времена стремились они из одного места в другое, но совершали свои перемещения по-разному. И были страны, которые и тех и других привлекали больше всего. А самая-самая любимая так и называлась — «Любимая Земля», Та-Мери. Древние греки дали этой стране имя Египет, что означает «загадка», «тайна», хотя вариантов перевода этого слова много.
Слово «себайт» (sebayt) с древнеегипетского переводится как «учение». В его основе лежит корень «себа», имеющий, среди прочих, значения «дверь» и «звезда». Учения египтян удивительным образом исполняли роль дверей, открывающих дорогу к Мудрости. Они были подобны звездам, освещающим темноту и напоминающим сердцу человека, что этот путь продолжается вечно.
Скарабей — один из самых известных символов Древнего Египта. Египтяне всегда вдохновлялись природой, она была для них Учителем, великой книгой жизни. Все в природе, от самых маленьких ее обитателей до таинственных звезд и галактик, скрывало в себе глубокие учения и истины, все становилось ключом для разгадки и понимания бесконечного числа тайн человека и Вселенной.
Что за событие — выход в свет четвертого издания книги? Пусть даже пересмотренного и иллюстрированного эксклюзивными цветными фотографиями? Даже как-то неприлично с общепринятой издательской точки зрения. Да и не было бы никакого события, если бы речь шла о другой книге. Но эта — особая. Тогда, в начале 90-х, ее выхода ждали тысячи людей. До этого она уже была напечатана в Испании и Англии, в Америке и Франции… Для постсоветской России, накрытой волной беллетристического мусора и изголодавшейся по хорошей, мудрой литературе, это был настоящий подарок.
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ МУЗЕЯ КИНО
О Музее кино в последнее время говорят немало. С декабря 2005 года у него нет своего дома, нет своих стен. Зато есть люди, влюбленные в искусство кино, а у них — большое желание сделать так, чтобы это искусство выполняло свою задачу. Поэтому сегодня с Наумом Ихильевичем Клейманом, заслуженным деятелем искусств России, директором Музея кино, мы беседуем не о проблемах, а о будущем.
В жизни Евгений Шварц был самым обыкновенным человеком. Друзья вспоминали, что он болезненно воспринимал критику, сердился, огорчался, был легко раним и тщеславен. Но при этом все отмечали его исключительную скромность — например, он никогда не называл себя писателем. «Сказать о себе "драматург" я могу, это — профессия. А сказать "я — писатель" — стыдно, все равно что сказать: "Я — красавец"».
Махатма Ганди заявил о своей этике ненасилия в ХХ веке, веке самых жестоких войн и социальных потрясений. Он заговорил о созидательной силе человека, когда многие стали всерьез утверждать, что единственно возможный исход человеческой цивилизации — самоуничтожение. Соотечественники называли его Великой Душой — Махатмой и «Отцом нации», величайшим индийцем после Будды. Его труды издаются на десятках языков, многочисленные центры и институты изучают его опыт, выпуская книги и проводя конференции по сатьяграхе, его главному детищу. О нем написано более 8000 трудов. А в 2000 году по опросу радиостанции Би-би-си он был назван «человеком тысячелетия».
Все мы вышли из школы, из ее классов, звонков, учебников, домашних заданий. Но такой школа была не всегда. Классы, учебники, уроки, к которым мы так привыкли, и главное — основные принципы и подходы современной школы придумал человек, родившийся в 1592 году! Ян Амос Коменский, чешский ученый эпохи Возрождения, политик и гениальный педагог, проповедник и талантливейший писатель, считавший себя прежде всего философом.
Вчера был «не мой» день. В расстроенных чувствах и спутанных мыслях, недовольная собой и обиженная на весь свет, я легла спать. И увидела сон про «завтра», в котором не взошло Солнце. И в ужасе я спешила проснуться и убедиться, что это лишь кошмарный сон, а наяву, как всегда, наступил день. Я открыла глаза и, наверное, впервые увидела Солнце и поняла, что все мои вчерашние беды и печали ничто по сравнению с ледяной тоской ночного кошмара. Я проснулась и обрадовалась просто тому, что день наступил. И то, что всегда было для меня само собой разумеющимся сопровождением жизни, вдруг стало Даром и Тайной. И я спросила себя: почему мне так необходимо Солнце?
США, 2006. Режиссер: Алехандро Агрести. В ролях: Сандра Баллок, Киану Ривз. Стеклянный дом у озера, который стоит прямо на воде и выглядит надежным укрытием от городской суеты и хаоса, принадлежит доктору Кейт Фостер (Сандра Баллок). Переезжая в Чикаго, она оставляет записку для будущих владельцев. Вскоре ей приходит ответ от архитектора Алекса (Киану Ривз), чей отец когда-то спроектировал это жилище. Кейт и Алекс вступают в переписку. Доверяя друг другу свои мысли и чувства, они обнаруживают, что нужны друг другу как воздух. Однако их попытка встретиться оканчивается ничем. Не потому, что героев преследует злодейский случай. Их разделяет время. Она живет в 2006 году, он — в 2004-м. Как перевести стрелки часов на два года назад или вперед, как преодолеть завесу времени?
Помните, с чего началось чудесное путешествие мальчика Тильтиля и его сестренки Митиль в «Синей птице» Мориса Метерлинка? Помните — горбатая, хромая, одноглазая старушонка, нос крючком, сразу видно: Фея, сердясь и ворча, что люди ослепли и не замечают этого, надевает на Тильтиля шапочку с алмазом, тот поворачивает камень — и бедная обстановка хижины внезапно преображается!